Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Статьи

Главный редактор ИА REGNUM

«Территориальные» министерства: избыточность властной вертикали 14.07.2015

«Территориальные» министерства: избыточность властной вертикали

В четверг в правительстве будет решаться вопрос о недавно созданных ведомствах регионального развития. Основной темой совещания станет целесообразность существования Министерства по делам Крыма. Вместе с тем правительство намерено обсудить и деятельность двух других «территориальных» ведомств — Министерства по развитию Дальнего Востока и по делам Северного Кавказа.

Судя по заявлению Валентины Матвиенко, которая сказала буквально следующее, что на данном этапе ликвидация Министерства по делам Крыма представляется ей оправданной, вертикаль власти, выстроенная в правительстве над полуостровом Крым с населением чуть более 2 миллионов человек, признана избыточной. Потому что отдельный федеральный округ, отдельное правительство, отдельные усилия других ведомств явно создают бюрократическую толкотню.

И в этой ситуации репутационный и влиятельный глава Крыма, два влиятельных руководителя Севастополя явно весомее, чем Министерство по делам Крыма, и тем более, более весомым, чем это министерство, является федеральный округ, должность полномочного представителя в котором традиционно приравнивается к статусу заместителя руководителя администрации президента и вице-премьера. Ясно, что министр по делам Крыма в этой ситуации оказывается в очень слабой позиции. Министерство может сохраняться в тех случаях, когда четко определена сфера согласования, сфера компетенций, но, судя по информации последнего времени, театр бюрократической активности по поводу Крыма сместился в сторону от Министерства по делам Крыма, как это было в начале, в другие кабинеты.

Кроме того, я думаю, обсуждение судьбы Министерства по делам Крыма надо рассматривать и в контексте участившихся в последнее время дел против новых крымских чиновников, которых обвиняют в разного рода должностных преступлениях. Тот факт, что это вызвало резкую реакцию главы Республики Крым, говорит о том, что затронута очень важная и болезненная для аппарата чиновников тема, в которой то, что считается ошибкой или допустимым мелким прегрешением, в судебной перспективе может восприниматься как преступление. Это свидетельствует об очень серьезных и нерешенных до сих пор проблемах бюрократического управления Крымом и неизбежном, но уж очень долгом – больше года уже длящемся, периоде хаоса. Некоторые государства, как например, Парижская коммуна, вообще 71 день существовали. Удивительно предположить, что если бы у них в распоряжении был такой же срок, как у нашего вернувшегося Крыма, то они успели бы много больше. Так что ликвидация Министерства по делам Крыма, на мой взгляд, на 90 % предрешена.

Это не может не отбросить тень на таким же территориально-географическим образом построенные Министерства по делам Северного Кавказа и Дальнего Востока. Здесь существование других территориальных министерств будет прямо связано с силой и влиянием лиц, которые их возглавляют.

Не могу признать успешным и влиятельным министра по делам Северного Кавказа, его практическая рокировка с Хлопониным, который сосредоточился на правительственной работе, говорит о том, что это рокировка людей в рамках одной команды. Точно так же Министерство по развитию Дальнего Востока возглавляет, несомненно, более влиятельный и успешный чиновник, но последнее время активность этого министерства тоже затмевается активностью и критическим настроем полпреда в федеральном округе.

Вообще дублирование функций Министерства по делам Крыма и Крымского федерального округа, Министерства по делам Северного Кавказа и Северо-Кавказского федерального округа Министерства по развитию Дальнего Востока и Дальневосточного федерального округа бросается в глаза. Временная мера их сосуществования связана с тем, что правительственная деятельность требует просто больше работников, чем таковыми традиционно располагают федеральные округа.

Но эта успешность или неуспешность деятельности Министерств по делам Северного Кавказа и особенно Дальнего Востока, где все масштабные и громко анонсируемые планы не то что провалились, а даже не начинались, говорит о том, что сейчас перед президентом существует момент выбора – будет ли он пытаться и дальше заставить работать правительство или на какой-то период примет решение придать больше экономических функций федеральным округам.

 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png      Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru