Снизить цены на топливо: работа с акцизами и участниками рынка


Рост цен на топ­ли­во до 100 руб­лей невоз­мо­жен, у пра­ви­тель­ства есть ин­стру­мен­ты, что­бы это­го не до­пу­стить. Та­кое мне­ние вы­ска­зал вице-пре­мьер Дмит­рий Ко­зак на се­лек­тор­ном со­ве­ща­нии с гла­ва­ми ре­ги­о­нов по си­ту­а­ции на рын­ке неф­те­про­дук­тов, его ци­ти­ру­ет агент­ство «Ин­тер­факс». Для того, что­бы уве­ли­чить сто­и­мость бен­зи­на до от­мет­ки в 100 руб­лей за литр, нуж­но, во-пер­вых, се­рьез­ное со­кра­ще­ние по­ста­вок топ­ли­ва на внут­рен­ний ры­нок, во-вто­рых, необ­хо­ди­мо, что­бы цены кто-то по­вы­сил (то есть это долж­ны сде­лать АЗС). А бо­лее 50% АЗС — это вер­ти­каль­но ин­те­гри­ро­ван­ные ком­па­нии, с ко­то­ры­ми уже до­го­во­ри­лись на со­ве­ща­нии о том, что та­кие дей­ствия про­ис­хо­дить не бу­дут, как ми­ни­мум, до июля. Кро­ме того, сни­жен ак­циз на бен­зин и ди­зель на 2-3 ты­ся­чи руб­лей (Ак­ци­зы на бен­зин и дизтоп­ли­во бу­дут сни­же­ны на 3 и 2 ты­ся­чи руб­лей за тон­ну уже с 1 июня – прим.ред.). По­нят­но, что это поз­во­лит несколь­ко ста­би­ли­зи­ро­вать цены.
От­ме­чу, что по­сле «Пря­мой ли­нии с Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным» цены на бен­зин и не рас­тут. Дру­гое дело, что: а) си­ту­а­ция вез­де раз­ная, б) необ­хо­ди­мо при­ни­мать бо­лее се­рьез­ные ре­ше­ния, если мы ре­аль­но хо­тим удер­жать те­ку­щие по­зи­ции. По­че­му? Во-пер­вых, с эко­но­ми­че­ской точ­ки зре­ния сей­час раз­ни­ца меж­ду по­став­ка­ми на внеш­ний ры­нок и на внут­рен­ний со­став­ля­ет при­мер­но око­ло 6 ты­сяч руб­лей с тон­ны топ­ли­ва. То есть если, на­при­мер, круп­ная ком­па­ния по­став­ля­ет неф­те­про­дук­ты на мест­ный ры­нок, то за­ра­ба­ты­ва­ет на 6 ты­сяч мень­ше с каж­дой тон­ны. Со­от­вет­ствен­но, что­бы было вы­год­нее де­лать по­став­ки на внут­рен­ний ры­нок, необ­хо­ди­мо сде­лать этот про­цесс бо­лее вы­год­ным. По­нят­но, что непо­сред­ствен­ное по­вы­ше­ние цен — это очень со­ци­аль­но опас­ный про­цесс, и ни­кто на это не пой­дет.
Ка­ким об­ра­зом мож­но сни­зить цены? Мож­но еще раз на­чать сни­жать ак­ци­зы на топ­ли­во. Об этом, в прин­ци­пе, и го­во­ри­лось, сде­лать их пла­ва­ю­щи­ми. Важ­но по­ни­мать, что ак­циз сей­час ча­стич­но идет в бюд­жет ре­ги­о­нов. Мин­фин уже объ­явил о том, что со­би­ра­ет­ся ак­циз пол­но­стью оста­вить субъ­ек­там РФ. По­то­му что если рань­ше они по­лу­ча­ли до 60%, то в слу­чае сни­же­ния ак­ци­зов, что и про­изо­шло, у них нач­нут вы­па­дать до­хо­ды из бюд­же­тов. По­это­му для того, что­бы ка­ким-то об­ра­зом ста­би­ли­зи­ро­вать си­ту­а­цию необ­хо­ди­мо, во-пер­вых, на­чать ра­бо­ту с ак­ци­за­ми, во-вто­рых, ка­ким-то об­ра­зом до­го­ва­ри­вать­ся с неф­тя­ны­ми ком­па­ни­я­ми. На­пом­ню, что вла­сти при­гро­зи­ли, что в слу­чае, если не бу­дет до­стиг­нут ком­про­мисс, то они мо­гут по­вы­сить по­шли­ны на неф­те­про­дук­ты. Это (по­вы­ше­ние по­шлин на неф­те­про­дук­ты), прав­да, про­ти­во­ре­чит на­ло­го­во­му ма­нев­ру, ко­то­рый про­во­дит Мин­фин в энер­ге­ти­ке, ко­то­рый пред­по­ла­га­ет по­вы­ше­ние НДПИ и сни­же­ние та­мо­жен­ных по­шлин. По­это­му с дан­ной точ­ки зре­ния неф­тя­ным ком­па­ни­ям при­дет­ся, судя по все­му, ле­том при­дер­жать цены, воз­мож­но, они по­лу­чат вза­мен ка­кие-то пре­фе­рен­ции. Если ка­кие-то про­бле­мы и воз­ник­нут, то ре­шать­ся они бу­дут уже в от­дель­но взя­тых ре­ги­о­нах. Дело в том, что ком­па­нии мо­гут ге­не­ри­ро­вать свои при­бы­ли, т. е., на­при­мер, ра­бо­тать в убы­ток или в нуль по АЗС, но при этом боль­ше за­ра­ба­ты­вать, на­при­мер, на неф­те­до­бы­че или дру­гих на­прав­ле­ни­ях. Про­бле­мы воз­ни­ка­ют у АЗС, ко­то­рые не яв­ля­ют­ся вер­ти­каль­но ин­те­гри­ро­ван­ны­ми, за­ни­ма­ют­ся ис­клю­чи­тель­но за­куп­кой бен­зи­на или неф­те­про­дук­тов и у них нет дру­гой воз­мож­но­сти где-то в дру­гом на­прав­ле­нии ге­не­ри­ро­вать при­быль. Вот здесь есть слож­но­сти, по­то­му что неко­то­рые из них уже на­хо­дят­ся на гра­ни рен­та­бель­но­сти. Если си­ту­а­цию как-то не ста­би­ли­зи­ру­ют, то эти АЗС нач­нут за­кры­вать­ся. В та­ком слу­чае цены на энер­го­но­си­те­ли бу­дут ста­биль­ны­ми, но ко­ли­че­ство участ­ни­ков рын­ка со­кра­тит­ся, и до­ступ­ность неф­те­про­дук­тов ста­нет ниже.
Кро­ме бен­зи­на у нас есть еще и дру­гие про­из­вод­ные неф­те­про­дук­тов, на­при­мер, авиа­ке­ро­син, по­вы­ше­ние сто­и­мо­сти ко­то­ро­го мо­жет при­ве­сти к удо­ро­жа­нию авиа­би­ле­тов и да­лее тур­па­ке­тов. По­это­му для того, что­бы си­ту­а­цию несколь­ко ста­би­ли­зи­ро­вать, необ­хо­ди­мо, пре­жде все­го, по­ра­бо­тать с ак­ци­за­ми, воз­мож­но, про­ду­мать план их даль­ней­ше­го по­ни­же­ния. Во-вто­рых, необ­хо­ди­мо бу­дет в диа­ло­ге с неф­тя­ны­ми ком­па­ни­я­ми фак­ти­че­ски в руч­ном ре­жи­ме сни­жать цену на их про­дук­ты. И тре­тий очень важ­ный мо­мент — необ­хо­ди­мо дер­жать на­ци­о­наль­ную ва­лю­ту ста­биль­ной. Дело в том, что одна из при­чин, по ко­то­рым ста­ло вы­год­но по­став­лять нефть на внеш­ний ры­нок — это, в том чис­ле, па­де­ние руб­ля. По­то­му что рос­сий­ский по­тре­би­тель на бен­зо­ко­лон­ке пла­тит в руб­лях, а его «ви­за­ви» в стра­нах Ев­ро­пы пла­тит в евро. Со­от­вет­ствен­но, чем сла­бее на­ци­о­наль­ная ва­лю­та, тем вы­год­нее про­да­вать нефть в дру­гой ва­лю­те.
По­это­му, я ду­маю, что с уче­том угро­зы по­вы­ше­ния та­мо­жен­ных по­шлин на вво­зи­мые неф­те­про­дук­ты си­ту­а­цию удаст­ся ста­би­ли­зи­ро­вать. Что­бы цены за литр бен­зи­на под­ня­лись до 100 руб­лей за литр, нуж­но, что­бы все неф­тя­ные ком­па­нии друж­но вы­ве­ли свои ак­ти­вы, за­во­ды и топ-ме­недж­мент за ру­беж. Для это­го та­к­же необ­хо­дим бу­дет рез­кий рост та­мо­жен­ных по­шлин, ак­ци­зов и фрон­таль­ный фун­да­мен­таль­ный рост цены на энер­го­но­си­те­ли. По­это­му я очень со­мне­ва­юсь, что это бу­дет воз­мож­но. В неко­то­рых ре­ги­о­нах мо­гут воз­ник­нуть про­бле­мы, ко­неч­но. Ду­маю, что имен­но в та­ких субъ­ек­тах фе­де­ра­ции бу­дут при­ни­мать­ся ка­кие-то точ­ные ре­ше­ния. Дело в том, что неф­те­пе­ре­ра­бот­ка не вез­де рав­но­мер­но рас­пре­де­ле­на. То есть у нас есть ре­ги­о­ны, в ко­то­рых несколь­ко неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щих за­во­дов. А есть тер­ри­то­рии, в ко­то­рых боль­шая про­бле­ма с неф­те­пе­ре­ра­бот­кой. Ду­маю, в этих ре­ги­о­нах бу­дут при­ня­ты кон­крет­ные ре­ше­ния со сто­ро­ны гу­бер­на­то­ров. Важ­но, с од­ной сто­ро­ны, со­хра­нить АЗС, что­бы они не ста­ли мас­со­во за­кры­вать­ся, с дру­гой сто­ро­ны, важ­но ста­би­ли­зи­ро­вать цены. Но, судя по все­му, ни­кто цен­ни­ки по­вы­шать не бу­дет про­сто по­то­му, что при­ня­то со­от­вет­ству­ю­щее по­ли­ти­че­ское ре­ше­ние, как ми­ни­мум, до кон­ца лета. А бли­же к осе­ни си­ту­а­ция мо­жет ста­би­ли­зи­ро­вать­ся по це­ло­му ряду при­чин. Но при всем при этом, без це­ло­го ряда из­ме­не­ний в са­мой си­сте­ме на­ло­го­об­ло­же­ния неф­тя­ной от­рас­ли дан­ные про­бле­мы бу­дут пе­ри­о­ди­че­ски воз­ни­кать. Кро­ме того, ско­рее все­го, в но­яб­ре на фоне санк­ций США про­стив Ира­на цена на нефть мо­жет уйти из диа­па­зо­на 80 дол­ла­ров за бар­рель.

Если вы на­шли ошиб­ку, по­жа­луй­ста, вы­де­ли­те фраг­мент тек­ста и на­жми­те Ctrl+Enter.

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: