Шумиха вокруг губернатора Брянской области — следствие обыкновенной российской расхлябанности


Губернатор Брянской области Николай Денин решил заключить союз с кандидатом от ЛДПР Михаилом Марченко. Денин в обмен на поддержку предложил своему конкуренту учесть его предложения в своей программе, а также взять в правительство несколько членов ЛДПР. Напомним, в пятницу, 5 октября, Брянский областной суд решил отменить регистрацию Николая Денина на выборах губернатора. Согласно решению суда, часть подписей муниципальных депутатов, которые необходимы для участия в выборах, были подделаны. Жалобу на Денина подавал его оппонент из КПРФ Вадим Потомский. Выборы губернатора Брянской области состоятся 14 октября.

Игорь Климов:

— Снятие Владимиром Жириновским своего кандидата с губернаторских выборов в Брянской области (у жириновцев своей воли, как известно, нет) в пользу "гонимого судом" кандидата от "Единой России" Николая Денина — всего лишь исполнение союзнических обязательств, а не результат торга. ЛДПР блокируется с "Единой Россией" практически во всех вопросах как на федеральном уровне, так и ниже — на региональном. Во всяком случае, в Брянской области противоречий между двумя партиями не возникало никогда, в любых экстраординарных ситуациях либерал-демократы всегда становились на сторону единороссов.

Навскидку вспоминаются два случая. В 2006 году региональный координатор ЛДПР Валерий Храмченков попытался проявить самостоятельность и снялся с довыборов депутата Госдумы, чтобы они были объявлены безальтернативными и несостоявшимися. Жириновский лично прилетел в Брянск, нашёл своего взбунтовавшегося координатора, едва ли не настучал ему по физиономии и сообщил urbi et orbi, что Храмченков будет участвовать в выборах, а его заявление в Облизбирком следует признать "небывшим". На тех довыборах предсказуемо победил единоросс Виктор Малашенко. В 2009 году "перекормленный" рекламой "Единой России" Брянск избрал себе горсовет, в котором были представлены все четыре парламентских партии, причём "Единая Россия" сумела провести в него депутатов меньше, чем "объединённые левые" (КПРФ и "Справедливая Россия") — "спасла" "ЕР" в тот момент только коалиция с ЛДПР. Так что выступление ВВЖ на митинге в пользу кандидата от "ЕР" и открытая поддержка Николая Денина как раз не удивительны. 

Относительно снятия губернатора с выборов и всей свистопляски вокруг — всё не так однозначно. Федеральные агентства и комментаторы-эксперты, большинство из которых судит о Брянской области в реалиях 90-х годов, просто не представляют себе всей картины. У всех федеральных комментаторов рисуется депрессивный регион, где люди живут подаянием, а губернатор имеет рейтинг ниже низкого.

На самом деле, у него практически стопроцентный рейтинг у сельских избирателей — потому что он два срока занимался тем, что "подтягивал" деньги в сельское хозяйство: и федеральные бюджетные, и инвестиции. В результате по темпам развития сельского хозяйства область оставляет далеко позади всех соседей — особенно Смоленскую область, да и Орловскую выручает только наличие чернозёма. К концу этого срока, поняв, что с сельским хозяйством всё нормально (наивысшие показатели урожая — у прежде глухо депрессивных юго-западных "чернобыльских" районов), он взялся за промышленность, которая в советские времена вся была завязана на оборонку — уловил тенденции к перевооружению армии.

Так что, несмотря на сельское происхождение и неумение работать с твиттером, низкорейтинговым его может назвать только уж очень снобистски настроенный "мааасссквич". По независимым замерам, рейтинг Денина примерно в три раза превышает рейтинг Потомского, а к "варягам" в регионе отношение, мягко говоря, настороженное (эпизод политической истории с губернаторскими выборами в 2000 году с кандидатом из Екатеринбурга Юрием Дёмочкиным, тоннами низкопробного компромата и настоящей вакханалией "чёрных" политтехнологий намертво засел в головах избирателей среднего и старшего возраста).

В случае с решением суда предполагается, что судья Галина Шкобенёва вынесла своё решение не под давлением и не за взятку, а просто для того, чтобы переложить ответственность за разрешение конфликта на Верховный суд. Въедливые юристы Потомского в своём иске, вопреки устоявшемуся стереотипу, практически не оспаривали подлинность подписей "за Денина". Таких сомнительных подписей было обнаружено всего три и их "незачёт" в любом случае ни на что не влиял. В иске оспаривались сразу все подписи, поскольку, по мнению юристов Потомского, все они были оформлены неправильно с процессуальной точки зрения — именно это и поставило судью в тупик, из которого она вышла, удовлетворив иск. Губернатор благодаря этому решению получил не репутационный удар, а свободу рук и невиданную поддержку на федеральном уровне. Даже апелляцию в Верховный суд подал не кандидат Николай Денин, оспаривающий своё снятие, а облизбирком при поддержке ЦИКа, поскольку решением Облсуда отменено именно постановление облизбиркома о регистрации Денина.

Всё, что происходит сейчас — следствие обыкновенной российской расхлябанности в команде действующего губернатора и в облизбиркоме, которые изрядно расслабились в период "безвыборья" и сделали элементарную работу сверхнебрежно. В результате — юридический прецедент и шум на всю Россию. 99% за то, что Верховный суд отменит решение облсуда. Однако из-за наличия 1% разворачивается вариант "Б" — с единением всех оставшихся кандидатов в монолитное целое (т.е. совместное снятие для того, чтобы выборы оказались безальтернативными и были признаны несостоявшимися — так, на всякий случай).

Ксения Сапрычева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: