Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Статьи

Главный редактор РИА "Верхневолжье"

Региональный ритейл: штрафы за "завышение" как популистская мера 08.03.2015

Региональный ритейл: штрафы за "завышение" как популистская мера

Штрафные санкции в отношении ритейлеров, завышающих цены на продукты питания и предметы первой необходимости, являются популистской мерой, которая призвана успокоить население, но не способна решить проблемы, с которыми сейчас столкнулся отечественный бизнес. Не учитывают они и разницу условий, в которых работают крупные, средние и мелкие операторы розничной торговли.

В последние годы в российских регионах наблюдается процесс монополизации рынка крупными торговыми сетями. Ни для кого не секрет, что многие из них имеют свое местное политическое и правоохранительное лобби, проводят кандидатов на выборы в представительные и законодательные органы власти. Именно поэтому в крупных торговых сетях редко выявляются нарушения налогового законодательства, санитарно-эпидемиологических норм, прав потребителей – в отличие от объектов малого и среднего бизнеса, не имеющих мощного лобби. 

Не получится ли так, что после узаконивания штрафных санкций под удар попадут исключительно небольшие магазины, что борьба с завышением цен нанесет сокрушительный удар по малому и среднему бизнесу, и госрегулирование сыграет на руку монополиям, не решив реальных проблем? Что такое штраф в размере одного миллиона рублей для торговой сети, имеющей миллиардные обороты? Но для небольшого магазина подобное наказание – это "смертный приговор", означающий закрытие.

Сомнения вызывает и расплывчатость формулировок: непонятно, как именно должен устанавливаться и экономически обосновываться факт завышения стоимости. Будут ли приниматься в расчет все издержки ритейлера, включая стоимость аренды помещения, жилищно-коммунальные расходы, налоговые и зарплатные расходы, бремя взятых кредитов?

Разумеется, меры госрегулирования в ситуации, когда стоимость килограмма моркови в некоторых регионах страны доходит до восьмисот рублей, а цены на любимую в народе гречку растут как на дрожжах, необходимы. Но если речь идет не просто о громкой популистской акции, цель которой – погасить социальный протест, эти меры должны затронуть всех участников процесса, включая производителей, поставщиков и продавцов. И эти меры, на мой взгляд, стоит дифференцировать, поскольку уже сейчас, до введения мер по урегулированию цен, крупные, малые и средние «игроки» продовольственного рынка работают в неравных условиях и несут разную экономическую и социальную нагрузку.

А вообще вместо «запретов» и «сдерживаний» хотелось бы, наконец, увидеть комплекс мер по поддержке малых и средних производителей, которым не удается пробиться на прилавки крупных магазинов. Ни для кого не секрет, что торговые сети практикуют «бонусные выплаты», то есть банальные «откаты» за включение продукта в ассортимент. Может быть, поэтому в супермаркетах Тверской области и не встретишь душистого масла из Максатихи, колбасы из деревни Бончарово Торопецкого района, овощей из теплиц поселка Литвинки, которые намного дешевле привозных.

 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png      Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru