Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Статьи

Генеральный директор Центра политического анализа

Региональные тренды 2017: сокращение ресурсов и новая роль губернаторов 26.12.2017

Региональные тренды 2017: сокращение ресурсов и новая роль губернаторов

Если говорить о главных трендах в развитии регионов в 2017 году, то первый и основной – сокращение ресурсов, которыми обладают руководители регионов и формализация этих ресурсов в бюджете. Если раньше бюджет представлялся во многом формальным, и были внебюджетные доходы различного рода, то сейчас серьезным образом формализуются финансовые дисциплины, которые становятся вообще одной из важнейших составляющей работы губернаторов и, соответственно, жизни региона в целом. Ограниченное число штатных единиц стало по государственным должностям, ограниченное число средств, которые можно направлять на те или иные мероприятия, функции и так далее. Требуют очень серьезного подхода к бюджетному планированию. Могут ли его обеспечить парламентарии региональные вместе с министерством региональным – это хороший вопрос – в некоторых регионах могут, и в этих регионах с бюджетом все в порядке. И получается так, что планирование действительно способно обеспечить развитие.

В некоторых же регионах бюджетное планирование осуществляется не должным образом как результат серьезнейших заимствований. Заимствования происходят по всем регионам, но иногда они бывают не обеспечены ничем. Особенно это касается долгов перед энергетическими компаниями, перед коммунальщиками в том числе. Это серьезная проблема для очень многих регионов. Вообще рост задолженности, рост закредитованности – это является важным трендом в текущем году. Он негативный, но от него никуда не деться. Это второй важный тренд.

И третий тренд, пожалуй, это личная роль губернатора. Должность губернатора, как таковая, перестала быть лакомым кусочком, перестала быть тем маяком, к которому можно стремиться, чтобы набить карманы или что-то еще. Несколько посадок губернаторов поспособствовали этому. Должность губернатора стала действительно требовать порядочности, честности и самоотверженности в работе. В этом контексте, конечно, популярность губернаторской позиции снизилась. Но от этого не идет умаление его важности. Губернаторы, которые могут справиться с нынешними вызовами, будут на вес золота.

Что касается таких регионов как Москва, у нас не так много регионов-доноров, Москва – один из них, и такие регионы надо беречь, потому что это «курица, которая несет золотые яйца». И, на мой взгляд, понимание этого тоже есть, отношение к регионам-донорам особенное.

Что касается дотационных регионов, мне представляется, что в следующем году правительство приложит все усилия для того, чтобы помогать финансовой дисциплине, о которой я говорил в самом начале. Крайне важным является обеспечение политической стабильности во всех регионах, и руководство, в целом, справляется, практически везде. Однако нужна большая открытость, необходимо внедрение новых цифровых технологии, и цифрализация, которая прошла из Татарстана и, которая очень хорошо была усвоена в Москве (Москва здесь стала лидером), должна распространиться на другие регионы. Другие регионы смотрят на Москву с восхищением в этом плане, но у них нет таких финансовых ресурсов, чтобы так все обустроить, как например, работают «Моих документы», служба «Одного окна» и так далее. Хотя, конечно, стремиться к этому нужно.

Серьезнейшими вопросами являются вопросы здравоохранения и лекарственного обеспечения. Здесь есть проблемы по финансированию со стороны Минфина очень многих регионов. Либо финансирование приходит поздно, либо дофинансирования, которое выделяется, недостаточно для того числа больных, особенно это касается обезболивающих средств. В этом случае необходимо работать, работать и работать. Есть серьезная проблема, которая выявилась как раз в ходе прямой линии, когда обращались из Орла к президенту с вопросом об обеспечении лекарствами. Но, как выяснилось, Потомский, как губернатор обеспечил все, что мог, используя финансирование, которое выделял Минфин, и более того, используя внебюджетное финансирование, он также обеспечил то, что не мог обеспечить. Минфин здесь немного оказался не готов к тому, чтобы помогать регионам в должной мере. Поэтому к Минфину тоже есть серьезные вопросы в этом отношении.

Вообще, практика выделения денег в конце года, которая применяется до сих пор, регионы крайне не устраивает, и мне представляется, что в новом правительстве с этим придется что-то делать.


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png      Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru