Региональные бренды: как заработать миллиарды на народных промыслах


В зарубежных странах региональные бренды, в том числе продукции народных художественных промыслов (НХП), являются частью так называемой креативной индустрии – быстрорастущего сектора экономики, в который вовлечены миллионы людей. Индусы оценивают мировой рынок товаров НХП в 400 миллиардов долларов. В той же Индии, по их оценкам, в одном только производстве продукции НХП официально заняты от 12 до 17 миллионов человек, а по неофициальным оценкам, в этой отрасли могут быть заняты до 200 млн человек, прежде всего в сельской местности и малых городах.

Собственно, одно только это говорит о значимости НХП для социально-экономического развития территорий, где нет крупных предприятий или транспортных коридоров. Индия добилась значительных результатов, например, роста экспорта продукции НХП в 33 раза за 25 лет, не просто так — в стране действует мощная госпрограмма поддержки мастеров НХП, в том числе социальной (оплачивается медицинское страхование, субсидируется обучение, арендные расходы и прочее). В Иране, одном из мировых лидеров этой отрасли, управление ей объединено с управлением туризмом, культурой и музеями, а ответственный за нее чиновник вообще по должности является вице-президентом страны. Разумеется, выставка достижений регионов в этой отрасли там проводится ежегодно и носит международный статус.

Сектор НХП, конечно, во многих зарубежных странах интегрирован и в туристические стратегии регионов, городов и поселений. В Японии, опыт которой по региональным брендам можно воспринимать как модельный, таких брендов или «коллективных торговых марок» более 500. Это и народные промыслы — керамика, текстиль, посуда и тому подобное, и пищевая продукция, уникальная для региона или местности. Мастера при этом пользуются государственной поддержкой. А региональными брендами ведает министерство экономики и торговли, и они входят в часть государственной стратегии Cool Japan по продвижению за рубежом японского образа жизни и культуры. В Великобритании территории, где развиваются промыслы — например, деревни при исторических усадьбах и поместьях, зачастую находятся под государственной защитой и частной опекой и активно посещаются туристами. Тема развития НХП актуальна и для северных территорий — например, в Канаде, где условия в отдельных регионах сопоставимы с нашей арктической зоной, НХП служат источником дохода для местных сообществ и поддерживаются на уровне госпрограмм.

Словом, потенциал развития отрасли народных промыслов нельзя игнорировать; пусть за счёт одних только НХП и не поднять экономику регионов и страны в целом, но свой вклад в экономический рост и создание рабочих мест на малых и средних предприятиях она вносит.

Соответствующая работа по развитию этой отрасли в России уже ведётся, и речь не только о сравнительно «свежей» теме регистрации региональных брендов. В стране еще в 1999 году был принят закон о народных художественных промыслах, на мой взгляд, в чём-то похожий на японский. Сегодня Минпромторг России проводит большую и значимую работу по практической реализации этого закона: разработаны стратегия и дорожная карта развития промыслов, предприятиям народных художественных промыслов выделяются субсидии, уточняются научные подходы к определению территорий, где развиваются промыслы (так называемых мест традиционного бытования). На мой взгляд, если расширить существующие программы государственной поддержки и подходы к развитию этой отрасли с учетом зарубежного опыта, а также стимулировать регионы развивать её, это даст свои плоды не только с точки зрения защиты нашего уникального культурного наследия, но и с экономической.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: