После таких выборов в Приморье в честную победу Шпорта, Зимина и Орловой вряд ли кто-то поверит
Близкие результаты Тарасенко и Ищенко во втором туре выборов губернатора Приморья были ожидаемы. Судя по итогам первого тура, можно утверждать, что, с одной стороны, есть перевес у врио губернатора, с другой стороны, есть потенциал для наращивания поддержки оппозиционного кандидата. Поэтому возникли проблемы, связанные с тем, что уровень поддержки обоих основных кандидатов оказался сопоставимым. В этом смысле электоральный исход был ожидаемым. Важен и политический результат, и мы видим, что сейчас борьба идет именно за него. То есть состоится ли признание победы оппозиции, что мне, исходя из того что происходит в регионе, представляется маловероятным. И будет ли признана победа Тарасенко, что связано, в свою очередь, с очень большими репутационными издержками. Поэтому в общем и целом, если оценивать политический исход, это тупиковая ситуация, потому что понятно, что победа любого из кандидатов будет сопровождаться массой репутационных издержек, и с этой точки зрения, возможно, даже имеет смысл проводить новые выборы, поскольку результаты слишком противоречивы, неоднозначны и сомнительны.
Можно утвердить победу Тарасенко, и после этого в регионе вряд ли будут проходить массовые протестные акции. Проблема в другом, она находится на социальном уровне. Очевидно, что избиратели затаят обиду, а то и злобу, поскольку на уровне массового избирателя победа Тарасенко не будет признана, и это будет иметь огромные издержки для самого губернатора, его позиции обречены быть шаткими, также будут издержки и для федерального центра. Причем не только в связи с тем, что он признает эту победу, если он это сделает, но и в связи с тем, что все те проблемы, которые накапливались в Приморском крае годами и которые вылились в рост протестного голосования, что было понятно уже на президентских выборах в марте, еще не раз дадут о себе знать. И усиливать отчуждение в отношениях между приморцами и федеральным центром неправильно. И вопрос опять же не в массовых акциях протеста и не в уличных акциях, их, может, и не будет, а в том, что протестные настроения в регионе будут только усиливаться, это будет сказываться на голосованиях еще не раз. Эта проблема пока никак не решается, решаются только тактические задачи на данном этапе.
Ищенко уже одержал свою личную огромную политическую победу, поскольку стал узнаваемым политиком, достаточно сильным и известным. Он стал лидером приморской оппозиции. И если он эти выборы не выиграет, то наверняка еще заявит о себе, поэтому лично для него как раз активно протестовать против результатов выборов и использовать голодовку очень выгодно с политической точки зрения – в любом случае от этого останется политический капитал, которым можно пользоваться в будущем. Тактически же очевидно, что голодовка – это способ привлечения внимания к ситуации, но политические решения по поводу утверждения или неутверждения результатов выборов будут связаны не с голоданием Ищенко, а с другими соображениями. Тут центру придется взвешивать все за и против. Судьба отдельно взятого Ищенко не так уже значима.
Очевидно, что выборы в Приморском крае проводились в ускоренном режиме с той целью, которой не удалось достичь. Должна была быть продемонстрирована победа власти, а это сделать, может, и удалось, конечно, но только с огромными издержками. Если в Приморском крае события приняли такой скандальный оборот, то одержать победу другим врио в соседнем Хабаровском крае, например, будет гораздо труднее, учитывая, что у них уровень поддержки был изначально, намного ниже, чем у Тарасенко. Исходя из этого и учитывая Приморский опыт, если они пойдут на фальсификацию, то это будет иметь еще более мощный резонанс. Подводя итог, можно сказать, что после таких выборов в Приморском крае в честную победу Шпорта, Зимина и Орловой вряд ли кто-то поверит.