Политический торг между Казанью и Москвой: на что надеются татары


Сейчас расчёт властей Татарстана на время – это такой ресурс, который меняет политическую ситуацию в стране. Да, очевидно, что на данный момент Москва не стала перезаключать договор о разграничении полномочий с Казанью, решив для себя прекратить эту практику, идущую с 1990-х годов (Татарстан был последним из регионов, который сумел сохранить такую форму отношений с федеральным центром). Но ведь отсутствие договора в настоящий момент не означает, что власти Татарстана не смогут вернуться к нему чуть позднее. Именно на это и рассчитывают в Казани, что со временем все может поменяться.
Вспомним, что в 2004 году президент России отменил практику выборов глав регионов, перейдя к системе их назначения (там, правда, была определенная процедура: президент России предлагал региональному парламенту того или иного субъекта РФ поддержать ту кандидатуру, которую он сам выдвинул, что означало однозначное ее утверждение). От всех регионов потребовали привести свое региональное законодательство в соответствие с федеральным, то есть убрать положение в местных конституциях и уставах о выборах главы субъекта РФ. В Татарстане не стали это положение убирать из местной конституции, решив, что когда-нибудь к этой практике опять вернутся. Это называется «спящая» юридическая норма, то есть она присутствует в основном законе региона, но в данный момент не действует.
И, действительно, через 8 лет, в 2012 году были восстановлены выборы глав регионов в России. В Татарстане тогда местные политики похвалили сами себя: дескать, видите, мы не стали убирать соответствующее положение из республиканской конституции, и со временем сам федеральный центр вернулся к этой практике, хотя вначале сам ее отменил.
Видимо, именно так же сейчас в казанском кремле смотрят на вопрос о договоре о разграничении полномочий между Татарстаном и Москвой: да, в данный момент политическая ситуация нам не благоволит, но через какое-то время что-то может поменяться, и практика заключения договоров между федеральным центром и республикой восстановится. Именно на это уповают в Татарстане местная элита, которая очень дорожит такими политическими символами как должность президента, договор о разграничении полномочий и другие атрибуты республиканской государственности.
На сегодняшний момент в отношениях с Москвой власти Татарстана путем политического торга сумели сохранить наименование должности президента для первого лица республики: тут и федеральный центр не стал жестко давить, а пошел на эту уступку. Дескать, Казань не настаивает на договоре бескомпромиссно, а Москва в обмен позволяет на период второго срока правления нынешнего президента Татарстана Рустама Минниханова ему именоваться президентом (до 2020 года). В Казани согласились на это, что и было заметно по итоговой резолюции VI съезда Всемирного конгресса татар, прошедшего 3-6 августа 2017 года: в ее тексте нет требований или просьб о необходимости пролонгации договора о разграничении полномочий, но звучит настойчивость в желании сохранить для Минниханова наименования должности президента. Учитывая, что съезд Всемирного конгресса татар проходил под патронажем властей Татарстана, то тем самым получалось, что татарский народ, от имени которого выступает Всемирный конгресс татар, согласился с результатами политического торга: договору не быть, должность президента Татарстана – сохранить. Как минимум, до 2020 года. А дальше – покажет время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: