Политическая ситуация в Калининградской области: итоги выборов губернатора и новый электоральный цикл
Прошедшие 13 сентября выборы губернатора Калининградской области, безусловно, стали основным событием политического года в регионе. От их исхода во многом зависели баланс политических сил в регионе, степень легитимности региональных властей, а также стартовые позиции основных политических игроков перед следующим электоральным циклом, который завершится в 2016 году выборами в законодательные органы трех уровней: Государственную Думу Российской Федерации, Областную думу Калининградской области и Городской совет депутатов Калининграда.
На предыдущем заседании Светлогорского экспертного клуба, состоявшемся 25 мая 2015 года, эксперты оценили социально-политическую ситуацию в Калининградской области как стабильную, а региональные политические элиты охарактеризовали как высоко консолидированные; при этом отмечалось, что сохранение политической и социально-экономической стабильности в регионе во многом будет зависеть от способности региональной администрации не только адекватно реагировать на вызовы макроэкономического, внешне- и внутриполитического характера, социальные запросы, но и предлагать стратегические решения, направленные на развитие региона.
-
Итоги выборов для власти: легитимация Николая Цуканова
Основным результатом выборов главы региона стала победа временно исполняющего обязанности губернатора Калининградской области Николая Цуканова (выдвинутого «Единой Россией», уверенно достигнутая им в первом туре. При этом прошедшая кампания включала в себя несколько дополнительных содержательных линий, каждая из которых повлияла на развитие политической ситуации в регионе.
Николай Цуканов стал первым в истории области губернатором, который будет руководить регионом более одного срока. Ни один из четырех предыдущих руководителей областной администрации не смог этого добиться, проиграв выборы, как Юрий Маточкин (1991-1996) и Леонид Горбенко (1996-2000), либо будучи досрочно смещен решением Президента РФ, как Владимир Егоров (2000-2005) или Георгий Боос (2005-2010). Интересно также, что по абсолютным показателям Николай Цуканов стал самым популярным губернатором из избранных. Так, во время выборов главы администрации Калининградской области в 1996 году явка в первом туре составила 44%, во втором – 43%, и Леонид Горбенко получил во втором туре 154.158 голосов. В 2000 году явка на выборах главы региона в первом туре составила 47%, во втором – 45%, а Владимир Егоров получил во втором туре 194.086 голосов. В ходе прошедших выборов при явке 39,59% Николай Цуканов получил 218.652 голосов.
Таким образом, достигнутая победа имеет для действующего губернатора, помимо политического аспекта, важноесимволическое и психологическое значение: учитывая значительное количество перманентно возникавших слухов о досрочной отставке Николая Цуканова и сложившийся миф о «калининградском проклятии», губернатор убедительно доказал свою политическую выживаемость.
Показательными стали явка избирателей на участки и ее соотношение с итоговым результатом победителя. По обоим параметрам прошедшие выборы можно однозначно охарактеризовать как успешные.
Согласно данным Калининградского областного избиркома, из общего числа включенных в списки для голосования 786.650 избирателей на выборы пришли 311.441 человек; таким образом, явка составила 39,59% от общего числа избирателей. Наиболее высокие показатели явки зафиксированы в Мамоновском городском округе (81,55%), Неманском районе (70,27%) и Гусевском городском округе (64,91%), главой которого с 2005 по 2010 годы был Николай Цуканов. Наименее активно проявили себя жители Калининграда (29,4%), Багратионовского (34,52%) и Черняховского (34,9%) районов.
Полученные почти 40% явки позволили региону соблюсти баланс между двумя полярными, но одинаково нежелательными альтернативами: гражданской пассивностью, о которой можно было бы говорить, если бы явка оказалась ниже 30%, и административной гипермобилизацие
Уровень поддержки Николая Цуканова составил 70,41% голосов (в прогнозах, подготовленных и обнародованных АПЭК, мы прогнозировали результат Цуканова 70-80%). По итогам голосования ни в одном из районов области Цуканов не получил менее 50%. Наиболее высокую поддержку ему оказали Гусевский (91,14%) и Нестеровский (86,38%) муниципальные районы и Мамоновский городской округ (86,26%). Несколько муниципалитетов показали близкие результаты. Наименьшим уровень поддержки оказался в трех районах Калининграда (от 52,14 до 57,29%). Учитывая, что по данным социологических опросов явка в Калининградской области прогнозировалась на уровне 45-50%, а в Калининграде – 40-45%, на электоральной активности населения очевидно сказался эффект уверенности избирателей в исходе выборов.
Тем не менее на фоне отсутствия серьезной конкурентной интриги в ходе предвыборной кампании и явка, и итоговый уровень поддержки оказались достаточными для того, чтобы говорить о легитимности избранного главы региона.Областному избиркому удалось организовать и провести выборы без серьезных нарушений, а предвыборному штабу Николая Цуканова – избежать соблазна форсировать мобилизацию населения на голосование и обеспечить спокойную и уверенную победу. Отметим «мягкий» характер применяемых штабом губернатора предвыборных технологий, что также соответствует общероссийским тенденциям: власти не заинтересованы в «зачистке» политического поля и содействуют формированию реальной конкуренции.
-
Итоги выборов для оппозиции: сохранение позиций или консервация внутри ниш?
Для оппозиции прошедшие выборы также во многом стали определяющими. Во-первых, голосование показало, что реальные электоральные перспективы в регионе имеют только представители системной оппозиции: значимой поддержки удалось добиться только кандидатам от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», в то время как кандидат от «Партии пенсионеров – за справедливость» Владимир Вуколов предсказуемо не получил значимой поддержки населения (набрал всего 2,31%; в соответствии с прогнозом АПЭК – 1-3%), а еще три кандидата от непарламентских партий не сумели преодолеть муниципальный фильтр (впрочем, согласно данным опросов, уровень их узнаваемости и поддержки населением был также крайне невысок).Правое либеральное движение, несмотря на активность ряда своих региональных лидеров, не смогло оформиться в представительную политическую организацию, в результате чего процесс его постепенной политической маргинализации закономерно завершился снижением общественной популярности и исключением из электорального процесса. Радикалистские идеологии — как правого, так и левого толка — в регионе также не имеют значимой поддержки. В сложившейся ситуации на общественную поддержку могут уверенно рассчитывать только умеренные представители как правого (ЛДПР), так и левого политического крыла (КПРФ и с известной долей условности «Справедливая Россия»).
Вторым важным выводом, который можно сделать по итогам кампании, стала тенденция к консервации региональной системной оппозиции внутри своих электоральных ниш. У двух из трех оппозиционных парламентских партий – ЛДПР и КПРФ – давно сложился специфический электорат. «Справедливая Россия» не так четко позиционирует себя на политической шкале и тяготеет к умеренной левой риторике с социальным компонентом. Вместе с тем одним из характерных трендов нынешнего времени является обострение конкуренций между партиями в рамках одной ниши.
Третий важный аспект – оппозиционные партии не реализовали полностью свой электоральный потенциал в регионе. КПРФ, не имевшая на областном уровне конкурентов ни на левом фланге (заявившие о себе в ряде других регионов «Коммунисты России» не представлены в регионе), ни в патриотическом поле (партия «Родина» представлена в регионе скорее формально, чем действительно участвует в политической жизни, а «Патриоты России» не выдвинули своего кандидата), не смогла мобилизовать свой электорат хотя бы на уровне выборов в Госдуму 2011 года (тогда партия набрала в регионе 25,54%). Занявший второе место кандидат от КПРФ Игорь Ревин набрал 10,22% голосов (этот результат также совпал с нашим прогнозом – от 7 до 12%). Только в Калининграде Игорь Ревин уверенно переиграл других оппозиционных кандидатов (получив от 15,28 до 18,65%), в то время как в 12 из 23 территориальных избирательных комиссиях он пропустил вперед себя кандидата от ЛДПР Александра Старовойтова, а в 4 – еще и кандидата от «Справедливой России» Павла Федорова, заняв там четвертое место.
Сам Ревин отказался признать результаты выборов, мотивируя это «низкой явкой», однако очевидно, что это скорее формальный протест, чем реальная претензия. Вряд ли местные коммунисты могут ссылаться на внешние ограничения – скорее поддержка партии пострадала по причине внутренних противоречий. Раскол в региональном отделении партии не только дезориентировал избирателей, но и значительно снизил организационную эффективность избирательного штаба КПРФ. Так или иначе, для того, чтобы успешно выступить на выборах в 2016 году, местному отделению Компартии потребуется либо найти себе нового лидера, либо консолидироватьс
Результат Александра Старовойтова, выдвинутого ЛДПР, также оказался существенно ниже, чем результат партии в 2011 году (тогда партия набрала 14,1% голосов) – активизировав в последние дни перед голосованием свою агитационную работу, кандидат смог мобилизовать дополнительную часть протестного электората, что дало ему возможность набрать 7,85% (это чуть больше, чем мы прогнозировали – 4-7%) и обойти Павла Федорова. Несмотря на это, поддержка кандидата партии оказалась вдвое ниже, чем результат самой партии четыре года назад, что вызвало справедливое недовольство лидера партии Владимира Жириновского. Он прокомментировал этот результат в негативном ключе, назвав Старовойтова «заведомо провальной фигурой» и пообещав, что его попытки сохранить место в Государственной Думе РФ, заручившись поддержкой Калининградской или Архангельской областей, окажутся тщетными.
В результате партия оказалась в сложном положении: отстранив своего регионального председателя Александра Ветошкина от участия в кампании в качестве кандидата в губернаторы, партия потратила кампанию на продвижение фигуры, не имеющей электоральных перспектив в следующем цикле.Фактически ЛДПР придется начинать все сначала — и либо заручиться поддержкой другой федеральной фигуры, либо потратить дополнительные усилия на повышение авторитета и узнаваемости своего регионального отделения. Впрочем, проблема лидера – это только одна из проблем. Не менее важным для партии будет сформулировать ключевые положения своей региональной программы, причем не только негативной, но и позитивной, с чем у региональных отделений часто возникают сложности.
Наконец, несколько сдала свои позиции в регионе и «Справедливая Россия», кандидат которой, Павел Федоров, набрал 6,87% голосов избирателей (мы прогнозировали 5-10%), хотя на выборах в Госдуму РФ в 2011 году партия получила 13,26%. Отметим, что наиболее успешный результат Павлу Федорову удалось показать в областном центре, где жители отдали ему от 10,94 до 12,49% голосов (это третье место). Впрочем, в Калининграде Павел Федоров известен значительно лучше, чем областному избирателю, что и предопределило его поражение в борьбе за третье место с Александром Старовойтовым. Возможно, на продвижение кандидата в регионе избирательному штабу банально не хватило времени: партия поздно определилась со своим выдвиженцем (в числе возможных альтернатив рассматривались, в частности, Олег Шеин). Другой причиной относительно слабого результата стала нечеткая предвыборная программа кандидата: попытка сыграть на острых социальных темах (безработица и угроза сокращений) оказалась не слишком удачной, а никакой позитивной программы, кроме налаживания коммуникаций с обществом, партия не предложила. Тем не менее некоторый задел на следующий электоральный цикл «Справедливой России» удалось создать.
Можно заключить, что все оппозиционные силы существенно потеряли в уровне поддержки населения в регионе, не сумев повторить результаты 2011 года, несмотря на сложные социально-эконом
-
Перспективная повестка: политические и социально-эконом
ические вызовы для Калининградского региона
Предстоящий 2016 год обещает быть сложным. Макроэкономическ
В значительной степени решение этих вопросов связывали с возможным выдвижением в качестве члена Федерального Собрания РФ от Калининградской области экс-президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, однако по ряду соображений (возможно, аппаратного характера) он от этой должности в последний момент отказался. Тем не менее в регионе уже реализуются или прорабатываются ряд важных проектов, служащих развитию транспортной инфраструктуры и организации эффективного транспортного сообщения – как пассажирского, так и грузового. Это касается и развития аэропорта «Храброво», и ускорения железнодорожного сообщения между Калининградом и Москвой, и укрепления паромного сообщения между Балтийском и Усть-Лугой и развитием Калининградского морского торгового порта. Все эти проекты не снимаются с подвестки дня. Более того, их реализация теперь приобретает еще большую значимость для региона, учитывая и приближающийся чемпионат мира по футболу, и сложную макроэкономическ
В этой ситуации особое внимание также необходимо уделить развитию сельского хозяйства региона, причем речь идет не только о поддержке производителей, но и о строительстве мощностей по хранению и переработке продукции. Для этого потребуются дополнительные инвестиции, однако привлечение инвесторов в регион станет сложной задачей. Для ее решения, в частности, потребуется создание прозрачных и надежных институциональны
Одним из ключевых вызовов для области остается «проблема-2016», связанная как раз с компенсацией транспортных, налоговых и таможенных издержек для предприятий региона. Для решения этого вопроса еще в конце 2014 года была создана специальная правительственна
Социально-полити
Несмотря на это, уровень социальной напряженности и протестной активности в регионе невысок. В отличие от весны 2014 года, население уже ощутило на себе последствия экономического давления и падения собственного уровня жизни, однако на поддержке курса власти это практически не сказалось: население понимает внешние причины ухудшения своего благосостояния и готово обеспечить мобилизацию собственных сил и лояльность власти на условиях своеобразного «общественного договора», согласно которому власть должна продолжать защищать интересы общества на международной арене, но не забывать и о своей социальной ответственности.
В этих условиях ждать серьезных массовых протестных выступлений в области не стоит до тех пор, пока федеральное и областное правительство не только демонстрируют готовность решать проблемы населения и обеспечивать ему поддержку, но и предпринимает реальные шаги, попутно поддерживая коммуникацию с представителями бизнес-среды и гражданского общества региона. Наличие «обратной связи» является ключевым условием легитимности властных и общественных институтов, которая может, в свою очередь, сыграть основную роль в том случае, если экономическая и социальная ситуация значительно ухудшится.
Позитивной остается обстановка и внутри региональных политических элит. Будучи консолидированны
Основное внимание региональной администрации целесообразно уделить, на наш взгляд, формированию и реализации программы развития области – с четко определенной концепцией, приоритетами и инструментами их достижения. Политика ситуационного реагирования на наиболее острые вызовы имеет существенные недостатки, сопряжена со значительными издержками, требует постоянного напряжения системы и оказывается слишком затратной с точки зрения ресурсов. Реализация крупных инфраструктурных проектов, определение инвестиционных приоритетов и поддержка инвестиционных проектов позволят областной администрации заложить фундамент для устойчивого развития региона в долгосрочной перспективе.
Следующий политический год во многом определит, примет ли складывающаяся тенденция устойчивого доминирования партии власти и замыкания оппозиции в своих нишах характер долгосрочного тренда или будет переломлена на фоне осложнения социально-эконом