Базовый фон. Прогнозируемые социально-экономические условия крайне негативные: постепенный рост цен на отечественные продукты питания, опережающий – на импортные продукты и товары (зависимость Петербурга от импорта выше, чем в среднем у российских регионов); недоступность кредитов, к которым все привыкли; сложности с поисками работы; постепенные сокращения; кризис на рынке жилья (в том числе неминуемое банкротство небольших компаний, а значит, актуализация проблем условных «обманутых дольщиков»). При этом инфляция затронет и такие сферы, как транспорт и ЖКХ: 16 декабря губернатор С.-Петербурга Георгий Полтавченко подписал постановление, в соответствии с которым повышена с 1 июля плата за услуги ЖКХ (в среднем на 9,5%). С 1 января на 3 рубля увеличилась плата за проезд в общественном транспорте.
Экономика. Проблемы с привлечением инвестиций констатировались начиная с мая 2014 года, с учетом кризиса они неминуемо обострятся. Политические причины остановки инвестпроектов, разработанных/начатых при предыдущем губернаторе, как и любые другие, должны отступить на второй план – крупные проекты сейчас необходимы, и всё не может ограничиться окончанием строительства ЗСД и стадиона.
Социальная сфера. Следует приложить максимум усилий к смягчению и адекватному внедрению федеральных новаций или примеров других регионов. Например, введение в центре платных парковок по примеру Москву может стать спусковым крючком массового протеста (несмотря на сложности с парковкой в центре, они все же существенно меньше московских, как и общая автомобилизация, и, что особенно важно, как и доходы).
Городское хозяйство. Понятно, что инвестиций в городское хозяйство ждать в текущий момент сложно — тем выше требования к грамотной политике в этой сфере. На фоне стабильного роста реально располагаемых доходов население города так и не простило Матвиенко двух снежных зим, сопровождавшихся проблемами с уборкой снега. Первая такая зима за период губернаторства Полтавченко уже случилась – в этом году.
Политика. Во-первых, требуется стабилизация в кадровой политике. Бизнес и чиновники на местах в значительной степени дезориентированы, а для выработки эффективных решений требуется доверие представителю власти. А чиновники не смогут внушать это доверие в ситуации продолжения высокой текучки кадров.

Во-вторых, важнейшей политической историей предстоящего года станет смена менеджмента ключевых городских СМИ, связанная со смертью Олега Руднова, основателя и совладельца «Балтийской медиа-группы», самой крупной в регионе. Руднов был не только владельцем, но и создателем, и топ-менеджером региональной медиа-империи. Даже при сохранении состава собственников смена реального менеджмента окажет серьезное влияние на городскую политику.

В-третьих, в городе уже началось движение потенциальных кандидатов на выборы 2016 года по одномандатным округам. Несмотря на то, что после губернаторских выборов Полтавченко, наконец, удалось установить контроль над региональным отделением "Единой России", очевидно, что согласование списка кандидатов вряд ли будет простым. Достаточно уверенно можно сказать, что Полтавченко не получит карт-бланш. Движение началось и в ключевых оппозиционных партиях.

Придется произнести банальные слова: в условиях кризиса политический менеджмент и пиар-работа должны быть максимально оперативны и обеспечивать доверие, что на городском уровне возможно только за счет открытости.

Базовая позиция Полтавченко, два года назад высказанная им в интервью: «главное работать, а так можно, чтобы жители и не знали, кто у них губернатор» — и в спокойное время не очень уместна для такой важной политической роли. Судя по тому, что даже в рамках избирательной кампании во многом удалось остаться в рамках этой позиции, менять её губернатор не захочет. Но кризис такого уровня никаким качеством работы, тем более в рамках региона, разрешить даже в теории невозможно. Тем важнее показывать, что власть в курсе проблем населения, и работа по их решению идет.

Примерами того, как выстроена политическая работа с жителями города, являются две истории последних недель. Первая – с ограничением перед Новым годом продажи жетонов метро «один в руки» (когда стало известно о грядущем подорожании, плюс были отключены автоматы по продаже жетонов). Вначале на уровне руководства метрополитена это опровергалось, а администрация города не сразу отреагировала на ситуацию. После этого появились комментарии представителей ГУПа о том, что население из 2,6 миллионов жетонов выкупило 2 миллиона.

Вторая история связана с вице-губернатором Игорем Албиным (бывший глава Минрегиона Игорь Слюняев), в сферу ответственности которого входит в ЖКХ. Будучи активным пользователем социальных сетей, в ответ на претензию одного из журналистов по поводу плохой уборки снега, высказанную в Facebook, он написал: «А может, вместо прослушивания очередного сериала и ожиданий манны небесной, стоило пригласить друзей, взять лопаты и навести порядок хотя бы в своем дворе? Это и для здоровья полезно, и мысли в порядок приводит… Труд облагораживает человека». Подобная позиция вызвала ожидаемый поток негатива, распространенный по большинству региональных и заметному числу федеральных СМИ: из мягких комментариев к этой реплике, чаще всего, звучали тезисы о разделении труда – о том, что тогда не за что платить самому зарплату вице-губернатору, а если и вообще все делать самим – то всем чиновникам. Депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Нилов в ответ попробовал запустить флэшмоб по уборке снега чиновниками и депутатами.

Время на перестройку хотя бы системы взаимодействия с населением есть – но пока не видно желания и готовности её проводить. При сочетании инерционного сценария ухудшения социально-экономической обстановки и наблюдаемого подхода политический кризис регионального масштаба, запустить который может даже единичное яркое событие, становится высоковероятным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: