Конечно, из каждого трагического события нужно извлекать уроки, но пока прошло очень мало времени, чтобы делать какие-то долгоиграющие и очень серьёзные выводы из того, что произошло в Кемерове. Однако, вне всякого сомнения, я прогнозирую снижение определенной популярности партии «Единая Россия» в Кемеровской области, активизацию протестных настроений: мы видим, что есть силы, которые хотели бы в областном совете следующего созыва получить свое присутствие. Поэтому я думаю, что, прежде всего, политические партии, не входящие в Госдуму, окажут внимание Кузбассу и представят как кандидата в губернаторы, так и будут избираться в областной совет. Так что здесь будет очевидное оживление общественно-политической активности.

Что касается бизнеса, то многие опасаются передела собственности, потому что у Тулеева была своя система работы с бизнес-сообществом: имела место практика подписания соглашений о социально-экономическом партнерстве, когда в обмен на определенное политическое и экономическое сопровождение тех или иных проектов, Тулеев просил бизнес-сообщество, крупных игроков участвовать в реализации социальных обязательств. Сохранится эта система или нет, сказать сложно. Но в конечном итоге это все может сказаться на социальном благополучии, социальном климате, ведь это как раз один из факторов так называемого «устойчивого тулеевского социализма». Всё это зависит от того, насколько настроен Цивилев работать в крайне непростом регионе, насколько он представляет устоявшиеся правила игры, которые здесь есть, и насколько он готов их сломать. Вопрос, конечно, ещё в том, как он будет контактировать с Тулеевым, в каком тот будет статусе.

За последние дни Цивилев провел несколько встреч, в основном акцент сделан на работе с бизнесом, промышленниками, и, естественно, с учетом трагедии, которая произошла, он внимательно относится к субъектам малого и среднего бизнеса, пожарной безопасности. Не совсем понятно, что он подразумевает под позитивными силами, когда говорит об их консолидации, потому что здесь мы можем домысливать и говорить о политических партиях, о каких-то общественных институтах. В этой связи должен заметить, что главная проблема его предшественника Амана Тулеева в угасании интереса к общественным процессам, переключении внимания на вопросы экономики, инфраструктурных проектов и нежелании вникать в реальные социально-политические отношения. Если Тулеев и занимался внутренней политикой, то ему не всегда докладывалось о настроениях, в том числе на юге области, а если информация и доводилась, то в искаженном виде.

Если в этом плане Цивилев выстроит свою работу, создаст какие-то новые формы коммуникаций, а он заявил о том, что создаст свой сайт, возможно, даже будет вести свой блог, то же самое будут делать его заместители, и если эти инструменты предусмотрят ещё и обратную связь, то, конечно, он сумеет улучшить свой имидж. Но пока на фоне Тулеева его не все жители Кемеровской области даже знают в лицо. Хорошо, что сам Цивилев обозначил свое положительное отношение к предшественнику, потому что, как бы то ни было, но Тулеев за 20 лет создал работающую систему. О её эффективности сейчас говорить сложно, потому что в ней было много дефектов, особенно в последние годы, тем не менее, эта система так или иначе работала, была заточена под первое лицо, поэтому в любом случае Цивилеву нужно будет искать контакты и компромиссы с Тулеевым, тем более, что пока не ясна политическая судьба самого Тулеева. По моим соображениям, Тулеев, конечно, не будет простым депутатом он, скорее всего, получит какой-то важный пост в областном совете народных депутатов.

Назначение Цивилева в регионе восприняли спокойно, потому что отставка Тулеева, конечно же, ожидалась, и говорилось, что одним из возможных претендентов будет именно Цивилев. Но, как мне представляется, Тулеев, конечно, пошел на опережение, так как отставка ожидалась в мае-июне. В этом отношении более неподготовленными оказались сотрудники органов власти, нежели население. Обстановка в регионе абсолютно спокойная, нет никаких волнений. Единственное, что мы можем зафиксировать, это, конечно, всплеск сетевой активности, обсуждений, связанных с тем, что будет с Тулеевым, какие льготы и привилегии он получает.

Цивилев для подавляющего числа кемеровчан абсолютно неизвестная фигура, и в данном случае, мне кажется, что это просчет пресс-службы областной администрации, потому что на данном этапе нужно максимально конкретизировать его биографию, наполнить позитивным смыслом его имидж. А на сайте обладминистрации даже в биографической справке о Цивилеве есть пробелы: непонятно, чем он занимался в 1994-97 годах, неясно, кто его семья, супруга – эти вопросы людей интересуют, но получить ответы они пока не могут. Понятно, что врио губернатора – лицо публичное, и он должен быть готов к тому, что о его жизни, в том числе личной, население должно получить более или менее обстоятельную информацию.

В целом его воспринимают вполне позитивно, по крайне мере ожидается, что он усилит работу по привлечению инвестиций, оздоровит бизнес-климат. Поэтому есть группа, которая относится к нему положительно, но есть и группа настороженных, потому что Цивилев «варяг», а Кузбасс – очень сложный регион для того, чтобы здесь смог удержаться человек со стороны. Здесь сложно вникать в экономико-географическое положение края, в регионе 38 муниципальных образований, около 20 городов – это всё требует очень серьёзного погружения. У него, к сожалению, нет времени, чтобы взять и проехать по каждому муниципальному образованию, познакомиться, поэтому в этом отношении люди к нему относятся пока настороженно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: