Отчеты муниципалов перед губернаторами: инструмент контроля Центра за регионами


Законодательные поправки, предусматривающие отчет муниципальных служащих перед губернаторами, которые президент РФ на прошлой неделе внес в парламент, на самом деле, направлены не только и не столько на повышение эффективности антикоррупционных мероприятий, сколько на усиление централизации и всей властной вертикали. Но это централизация происходит не по линии региональная-муниципальная власть, а именно по линии федеральный центр – регионы. 
По данному законопроекту у губернаторского корпуса появляется еще одна дополнительная задача, эффективно выполнить которую в реальности довольно трудно, зато ответственность за ее невыполнение лежит теперь не только на следственных органах, Счетной палате и так далее, но и лично на каждом главе субъекта. Реальные полномочия, которыми наделяются губернаторы и главы субъектов, как бы «меньше», чем их новая ответственность по контролю за поведением чиновников на муниципальном уровне. При этом нужно иметь в виду, что значительное число коррупционных схем в регионах происходит либо с ведения губернатора, либо с его участием, особенно в тех субъектах, где нет явного соперничества или конфликта между главой региона и главой столичного города. Таким образом, законопроект просто посылает сигнал губернаторам, участвующим в подобных коррупционных цепочках о дополнительных рисках их положения. Даже если им удастся избежать ответственности по заведенному делу, выявленная коррупция может послужить поводом для снятия с должности.
Тем не менее, в случаях, когда противостояние губернатора и мэра крупного города существует, какие в действительности есть инструменты у первого для пресечения коррупции на нижнем этаже? Самое главное – это ограничение неформальных договоренностей чиновников с бизнесом, неполитических практик, изменение правил игры. Однако большая часть губернаторского корпуса сейчас не может влиять на эти процессы, так как все главные правила и распределения рентных потоков, ресурсных мест происходит либо из Центра, либо игроками, аффилированными с кем-то из высокопоставленной центральной элиты. 
Губернаторы по-прежнему не обладают никаким аппаратом принуждения к сильным муниципалам. Они не контролируют федеральные структуры правоохранителей, у них нет возможности реально повлиять на судей, а перенесение ответственности за выявленные случаи коррупции на них лично, блокирует им возможность использовать региональные медиаресурсы для организации компании против мэра или муниципального чиновника, поскольку ключевое требования Центра к регионам – будьте тихими, не попадайте в скандалы и федеральную повестку. Таким образом, предоставляемые данными поправками полномочия в виде возможности обращения в соответствующие муниципальные органы или суды не будут в действительности работать. В случае если губернатор решится на такой шаг, открытый конфликт с муниципальной властью не позволит ему продавить это решение через муниципальный совет, а реального рычага повлиять на суды лично у губернаторов, за немногими исключениями, фактически нет.
Учитывая скорость роста коррупционных дел в регионах, в среднем 3-4 крупных чиновника задерживаются в месяц, и при этом губернаторы фактически не влияют на этот процесс, перспективы реализации этого компонента антикоррупционной политики грозят превратиться в еще один инструмент контроля Центра за регионами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: