Новые принципы назначения губернаторов: основные риски
Сейчас появилось осознание того, что выборность губернаторов меняется на некую новую систему назначений руководителей регионов. И это должно быть четко понятно, как и для выработки каких-либо документов, допустим, стратегического планирования, так и просто для оперативных действий. То есть, в тех же бюджетных вопросах любые инициативы внизу должны быть акцептованы федеральным центром. Лучше, если они, так или иначе, будут предложены федеральным центром в виде некоторого меню возможных решений. И тогда руководители регионов просто будут выбирать из этих предложенных решений, соответственно, какие-то свои действия, которые будут осуществлять на региональном уровне.
Еще один аспект, который нельзя не заметить. Политгеограф Смирнягин предлагал такой термин – аспатиальность русской культуры, и в том числе, в политологии это вводил. То есть такое отсутствие чувства территории и в управлении, и в политическом процессе. Новая волна назначения губернаторов очень четко это демонстрирует. Действительно, не надо быть выращенным на этой территории, не нужно знать каких-то ее внутренних особенностей, чтобы потом все-таки применить универсальные технологические управленческие принципы, применительно к данной территории.
Опасный это процесс или нет? Он сулит много и позитивного. Дает возможность оторваться от каких-то внутренних проблем, которые уже не видны изнутри из региона. Но и опасный, потому что мы понимаем, что регион не менее сложная система, чем технологические аппараты. Поэтому приход, собственно, чисто технократов на региональное управление, может давать сбой именно в том, что все-таки регион, помимо того, что это такая квази-корпорация, это и квази-социум. И многие проблемы будут просто не понятны этим управленцам.
В этой связи, возвращаясь к вопросам такого экономического развития, и в том числе, бюджетного процесса, в этом вопросе, будет проявляться дифференцированный подход. То есть, очевидно, что сейчас спрос на те же самые экономические преобразования в регионах вполне будут укладываться в логику того, что называется, вот такая умная специализация, очевидно, от губернатора-промышленника мы будем ждать какого-то прорыва в промышленных отраслях. От губернатора, уже проводившего реформы по реструктуризации бюджетной сети, будем ждать, соответственно, аналогичного распространения или адаптации этой практики на своей территории.
И в этой связи перед федеральным центром стоит, действительно, очень сложная задача — сформировать сейчас такой пакет этой возможной повестки для дифференцированного подхода. Чтобы каждый регион с новым его лидером, смог найти свои преимущества, и вложить эти преимущества в ту федеральную повестку, которая, наверно, должна быть сформирована на следующий политический цикл.
Поэтому, задача сложная не только для регионов, но и для федерации. И в этой связи нужно быть готовыми к новой ситуации, когда все-таки кто-то потерпит неудачу в этих поисках. То есть, если говорить технократически или чисто управленчески, то можно ожидать и потенциального банкротства от подобной политики. Очень скоро может оказаться, что новый назначенец или новый руководитель региона не оправдает надежд, и что тогда мы должны делать с потенциальными такими банкротами, которые не смогли на региональном уровне решить тот круг задач, который им был поставлен.
Материал подготовлен на основе выступления автора на заседании Экспертного клуба «Регион».