Кузбасс: фактор Тулеева, конфигурация элит и вызов-2018
Спорами, сколько еще проработает на своем посту тот или иной губернатор-«старожил», не удивить никого. Обсуждение политического будущего Амана Тулеева подчиняется той же логике. Поэтому с Кемеровской областью стоит поставить вопрос шире – какое будущее может ждать элиты региона в ближайшие годы. О «факторе Тулеева» и его потенциальных преемниках было сказано уже много. Но обратим внимание на два важных аспекта.
Уже давно пресса обсуждает здоровье кемеровского губернатора. Между тем до сих пор было немало примеров, когда появление информации о серьезных проблемах со здоровьем не мешало главам регионов продолжать занимать свой пост до истечения срока полномочий. Вспомним хотя бы экс-главу Челябинской области Петра Сумина – также губернатора-«старожила», находившегося на ключевых постах в своей области еще в советское время и вернувшегося к руководству регионом в 1990-е. Сообщения о состоянии его здоровья были важными темами для региональных новостей в течение долгого времени. Характерный заголовок 2006 года: «Сумин закашлялся — элита вздрогнула». Тем не менее даже свой последний губернаторский срок этот политик доработал до конца, уйдя с должности только в 2010 году. Слухи о медицинских проблемах некоторых нынешних коллег Тулеева по губернаторскому корпуса циркулируют уже давно, но отставкой таких руководителей пока не закончились.
При этом почти все дискуссии о перестановках в губернаторском корпусе сейчас вращаются вокруг одного вопроса – как они отразятся на результатах выборов главы государства. Однако в ходе президентской кампании федеральная повестка «перебивает» региональную куда больше, чем во время парламентской. Отметим также пристальное внимание Владимира Путина к индустриальным регионам (в том числе географию его поездок по стране за последний год) и готовность оперативно реагировать на проблемы таких территорий (вспомним хотя бы недавнюю реакцию президента на ситуацию вокруг Нижнетагильского завода теплоизоляционных изделий в Свердловской области). В этих условиях вопрос о губернаторе Кемеровской области для Центра — проблема не столько президентской кампании, сколько долгосрочных рисков. Это вопрос о том, кто сможет поддерживать стабильность в регионе после 2018 года.
Важный вопрос – какое будущее ждет нынешние элиты региона в ближайшие годы. У кадровой политики Амана Тулеева есть общие черты с подходами двух других губернаторов-«старожилов» — Евгения Савченко и Анатолия Артамонова. В Кемеровской области также применялись периодические перемещения кадров – с муниципального уровня на региональный и обратно, а также в федеральные органы власти. Например, представляющий регион в Госдуме РФ Дмитрий Исламов строил карьеру в администрации области, в 2008 года заняв пост заместителя губернатора по экономике и региональному развитию, а в 2016 году перейдя в федеральный парламент. Нынешний первый вице-губернатор Владимир Чернов перешел в областную администрацию с поста главы Анжеро-Судженска. А глава Новокузнецка Сергей Кузнецов, наоборот, до перехода на этот руководящий пост муниципального уровня работал вице-губернатором региона.
Но карьерный путь высокопоставленных чиновников Кузбасса отличает и другая черта – у них есть опыт не только государственной и муниципальной службы, но и работы в руководстве предприятий региона. Например, тот же Владимир Чернов, придя на муниципальную службу с хозяйственной работы, со временем стал первым заместителем главы администрации Анжеро-Судженска, затем перешел на пост гендиректора НПЗ «Северный Кузбасс», а уже оттуда – на должность главы данного города. Часто компании, в которых работали представители команды губернатора, были связаны с крупными федеральными корпорации. Например, Сергей Кузнецов работал в структурах «ЕвразХолдинга».
Такая конфигурация делает позиции представителей региональных элит устойчивее. Связь не только с губернатором, но и с федеральными корпорациями может способствовать сохранению позиций рядом высокопоставленных чиновников и после смены главы региона. К тому же многие из ключевых представителей региональной администрации моложе Амана Тулеева. Однако и внедрение в такую систему «варягов», особенно если они связаны с работающими в регионе корпорациями, будет проходить проще. О том, насколько вероятен переход на пост главы региона одного из таких возможных «варягов», мэра Нижнего Тагила Сергея Носова, было сказано немало. Но независимо от его перспектив пространство для кадровых решений Центра в этих условиях расширяется.
Личная роль Амана Тулеева в функционировании структуры власти региона, безусловно, огромна. Однако система, построенная при нем в регионе, в итоге может оказаться более гибкой, чем многие ожидают. Особенности этой системы Центр может использовать в своих интересах, определяя кадровую политику в отношении региона на ближайшие годы.