Кредитное бремя регионов: ситуация стабилизировалась, но нужны точки роста


После 2014 года у нас наблюдалось сильное сокращение платежеспособного спроса, падение цен на энергоносители, это ударило в целом по экономике. У регионов были обязательства в плане выполнения майских указов президента. Финансирование текущих нужд субъекта также висело на региональном бюджете. Это те расходы, которые очень сложно сокращать, прежде всего, речь о социальных расходах. Сначала они урезали инвестиционные расходы, потом отказались от финансирования ряда направлений. Но нельзя сократить социальные расходы, например, не выплатить зарплату сотрудникам здравоохранения.

На фоне сокращения доходной базы и жесткого урезания расходной части регионы были вынуждены прибегнуть к коммерческому финансированию своих нужд. Вопрос даже не в уровне задолженности, хотя, если взять отдельно взятый субъект, например, Хакасию, он там запредельный. Вопрос заключался в стоимости обслуживания долга. Потому что приходилось брать заем на сложном рынке, ставки были достаточно высокими. В результате стоимость обслуживания долга стала очень большой проблемой. Собственно, для этого сейчас и предлагается система рефинансирования. Чтобы заместить федеральными средствами деньги коммерческого банка. Потому что государственные кредиты предоставляются на крайне льготных условиях. В то время, как коммерческие займы приводили к тому, что вымывалась на их обслуживание часть бюджетных средств. На этом фоне действительно в целом ряде субъектов возникли проблемы. Более того, уход с постов части губернаторов был связана в том числе с экономическими проблемами.

Если раньше (до 2014 года) на экономическую составляющую смотрели с закрытыми глазами и основной приоритет был в сторону политической стабильности, то сейчас важным фактором стало именно бюджетное развитие. С этой целью происходили замены в целом ряде субъектов, возьмем, например, Самарскую область. Там наблюдалась очень специфичная экономическая ситуация. В Бурятии тоже была напряженная экономическая ситуация. Эта проблема назревала последние 2 года.

Экономический рост более или менее начал восстанавливаться только в прошлом году. Цены на нефть стабилизировались примерно в это же время. Сокращение доли коммерческой задолженности в структуре общего долга российских регионов на 9% — это небольшие объемы. С учетом того, что сама задолженность превышает 2 трлн. А наш бюджет 16 трлн. Это достаточно большие суммы. Кроме того, стоимость обслуживания коммерческих кредитов достаточно высокая.

В регионах ситуация развивается по-разному. Хуже всего ситуация в субъектах федерации, где задолженность уже превышает 100% ВРП или, например, 100% бюджета. Понятно, что это достаточно серьезные показатели. Регионы, которые достаточно быстро просели и также быстро начали показывать рост в связи с активными центрами потребления, их это коснулось в меньшей степени. Та же Москва и Московская область, Ленинградская область, ХМАО, Ямал, Тюмень, Татарстан. Это регионы, которые достаточно сильно упали, потому что была сложная экономическая ситуация, с другой стороны, они быстрее начали восстанавливаться. Потому что там сконцентрировано больше крупных компаний и фактически именно здесь аккумулируется значительная часть прибыли, следовательно лучше наполняются региональные бюджеты. Поэтому есть регионы, в которых проблема коммерческой задолженности остро не стоит. Но есть и субъекты, где эта ситуация очень сложная, особенно в регионах с небольшой собственной финансовой базой. Возможностей выбраться из сложившейся ситуации самостоятельно у них крайне мало. С этой точки зрения важно то, что ситуация начала выправляться в наиболее критических субъектах. Во-вторых, важно, чтобы им предоставлялась приоритетная поддержка и помощь. Надо также понимать, что снижение ключевой ставки ЦБ привело к тому, что фактически снизились ставки в коммерческих банках. Поэтому целый ряд структур сейчас попытаются воспользоваться ситуацией и рефинансировать свои кредиты, снизив стоимость их обслуживания.

Очень многое будет также зависеть от того, что будет с финансовой составляющей в этом году. То есть в Москве важной поддержкой бюджету стал налог с торговых площадей. Были регионы, которые серьезно восстановились именно благодаря сырьевой составляющей. На Сахалине есть доля в СРП, там часть налога на прибыль идет в региональный бюджет.

Есть ряд регионов, которые себя плохо чувствуют до сих пор. Им государственная поддержка нужна в первую очередь. Кроме того, задача не только в том, чтобы залить деньгами проблемы субъектов, необходимо также создать точки роста для этих регионов. Необходимо создать новые экономические поля. Это особенно важно на фоне снижения спроса на отдельные виды продукции. То есть задача заключается не только в том, чтобы дань регионам денег, но и увеличить в последствии налогооблагаемую базу, а следовательно и общий приток доходов в будущем. Поэтому сейчас ряд субъектов объединяются и создают совместные экономические зоны. Совсем недавно мораторий на их создание был снят. Регионы ищут возможности, чтобы наполнять бюджеты без плеча Минфина. Ведь в конечном счете министерству придется сводить этот процесс на нет. Потому что те ставки, под которые брались эти коммерческие кредиты, конечно, очень высокие. Поэтому регионы их тянуть не смогут и будут стараться рефинансироваться. В этом году будут выборы в целом ряде регионов. Понятно, что на этом фоне вырастут социальные расходы. Это тоже будет создавать дополнительное давление на социальный сегмент. В целом, ситуация была предкритической года два назад. Сейчас она более или менее стабилизировалась.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: