В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ 2018 года Ханты-Мансийский автономный округ значительно усилил позиции, заняв 14-е место (рост на 16 строк). Почему это произошло? ХМАО – ресурсообеспеченный регион. Однако этот фактор – важная, но не единственная причина успеха округа. Обеспечение инвестиционного процесса происходит не только за счет природных ресурсов, но и с помощью грамотно выстроенной системы взаимодействия с системообразующими организациями, действующими на территории региона, а также сформировавшихся институциональных процедур.

1. Территориальные особенности привлечения инвестиций

Инвестиционные процессы в округе коррелируют с его территориальными особенностями.

Ханты-Мансийский автономный округ отличается выраженной неоднородностью по капиталообразующим инвестициям. Территории, за счет которых осуществляется привлечение инвестиций в основной капитал, сконцентрированы в восточной части округа: Сургутский, Ханты-Мансийский, Нижневартовский районы, а также города Нижневартовск и Сургут. Лидером по привлечению инвестиций в основной капитал остается Сургутский район, он же лидирует в рейтинге муниципальных образований ХМАО-Югры по обеспечению условий благоприятного инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции. Концентрация углеводородного сырья в восточной части округа объясняет лидерство этих территорий в привлечении инвестиций.

Изменить территориальную структуру инвестиций в пользу слабоосвоенных западных районов округа представляется возможным в случае реализации проектов по строительству дорог и вовлечения в активную эксплуатацию лесных и минерально-сырьевых ресурсов западной части региона. Освоение западной части округа во многом зависит от горнопромышленного комплекса. Его развитие может послужить толчком к созданию в этой части развитой инфраструктуры и энергетики. Приполярный Урал обладает большими запасами минерально-сырьевых ресурсов. Для снятия транспортных и инфраструктурных ограничений при поддержке федерального и регионального бюджетов планируется строительство автомобильной дороги Саранпауль – Игрим.

Освоение западной части округа является значимым для развития всей территории ХМАО. Количественного роста за счет бюджетных инвестиций, сгенерированных в результате нефтегазовых доходов, недостаточно. Именно поэтому с учетом ограниченности перспектив долгосрочного устойчивого экономического развития на базе моноспециализированной экономики в ХМАО определены инвестиционные приоритеты, не связанные с нефтегазовым комплексом.

2. Системообразующие предприятия ХМАО. Ведущие отрасли

Безусловно, важную значение для инвестиционных процессов продолжают иметь конкурентные преимущества округа, в первую очередь – наличие природных ресурсов. ХМАО-Югра продолжает занимать первое место по добыче нефти и производству электроэнергии. О том, что ведущую роль в жизнеобеспечении региона играют нефтегазодобывающая отрасль и транспорт, свидетельствует и перечень системообразующих предприятий, работающих на территории округа. Поэтому особое значение для развития экономики ХМАО приобретает взаимодействие между бизнес-группами этих отраслей.

Отрасль Системообразующие организации, осуществляющие деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе
Нефтегазодобыча ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром», Другие организации (ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», ОАО «Варьеганнефть», ОАО МПК «Аганнефтегазгеология», ООО «Газпромнефть-Хантос», ОАО «Негуснефть», ЗАО «НИЖНЕВАРТОВСКРЕМСЕРВИС», Нефтеюганский филиал ЗАО «Сибирская Сервисная Компания», ООО «Юганскнефтегазгеофизика», ОАО «Когалымнефтегеофизика», ООО «Белозерный ГПК», ООО «Красноленинский НПЗ», ООО «Нижневартовский ГПК», АО «СибурТюменьГаз», ООО «Няганьгазпереработка», ООО «Южно-Приобский газоперерабатывающий завод», ОАО «Приобьтрубопроводстрой»
Транспорт ПАО «ЮТэйр», АО «Юграавиа», АО «Нижневартовскавиа», ОАО «Северавтотранс», АО «Северречфлот», ОАО «Аэропорт Сургут», АО «ГК «Северавтодор», ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой»
Сельское хозяйство и лесопромышленный комплекс АО «Югорский лесопромышленный холдинг»
Жилищно-коммунальный комплекс и энергетика АО «Тюменская энергосбытовая компания», АО «Югорская территориальная энергетическая компания» (ЮТЭК), АО «Тюменьэнерго», ЗАО «Нижневартовская ГРЭС», Филиал ПАО «ОКГ-2» – Сургутская ГРЭС-1, ОАО «Фортум» филиал «Няганская ГРЭС»
Строительство ЗАО «Нижневартовскстройдеталь», ООО «Версо-монолит Инвест»
Связь Ханты-Мансийский филиал ПАО «Ростелеком», УФПС Ханты-Мансийского АО – Югра — филиал ФГУП «Почта России»

Отношения с крупным бизнесом, которые выстраиваются администрацией округа в основном за счет соглашений с крупными нефтедобывающими компаниями, позволяют осуществлять поддержку социальной сферы региона. В 2018 году правительство ХМАО-Югры уже заключило два дополнительных соглашения с ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ». За счет средств, которые выделят компании, будут осуществляться поддержка социальных проектов правительства Югры, а также позиционирование округа как инвестиционно привлекательного региона.

В качестве инструмента диверсификации экономики региона используется кластерный подход. Реализация проектов и программ развития диверсифицирующих кластеров должна привести к снижению зависимости от базового сектора. Запланировано создание и развитие горнопромышленного, лесопромышленного, агропромышленного и туристско-рекреационного кластеров.

Инструменты, с помощью которых правительство пытается диверсифицировать экономику региона, способны не только снизить зависимость от ведущей отрасли, но и повлиять на более равномерное развитие территории округа. Развитие горнопромышленного комплекса будет происходить в западной части региона – именно там расположены районы, занимающие последние строчки в рейтинге муниципальных образований ХМАО по обеспечению условий благоприятного инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции. Территория Березовского района (которая является аутсайдером списка) станет площадкой для реализации семи инвестиционных предложений, общая сумма инвестиций – более 81 млн. рублей.

3. Инвестиционная инфраструктура

Отличительной особенностью округа наряду с его географическим положением является высокоразвитая инвестиционная инфраструктура. Вместе с ресурсообеспеченностью региона она выделяется экспертами как конкурентное преимущество Югры.

Особенности инвестиционной инфраструктуры ХМАО

· Развитая сеть институтов поддержки. Главным специализированным институтом развития инвестиционной инфраструктуры является Фонд развития Югры. Его ведущая роль объясняется миссией (содействие реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2020–2030 годов). Кроме того, основу инвестиционной инфраструктуры составляют Региональный центр инвестиций, Технопарк высоких технологий, Фонд поддержки предпринимательства Югры, Югорская региональная микрокредитная компания, Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Эти институты формируют систему поддержки, которая обеспечивает инновационную среду в регионе, оказывает содействие органам власти автономного округа при реализации своих полномочий, а также объединяет крупный и малый бизнес различных отраслей.

· Развитие кластеров. В настоящий момент в ХМАО созданы два кластера – лесопромышленный и газоперерабатывающий. Кластерный подход обеспечивает развитие и дополнительную поддержку конкретной отрасли. В перспективе правительство ХМАО планирует расширять список кластеров.

· Широкий спектр специализированных информационных ресурсов, которые создают систему навигации для бизнеса. Инвестиционный портал Югры, Система помощи инвестору «Одно окно», Единый интернет-портал технологического присоединения, Интерактивная инвестиционная карта Югры предоставляют информацию о промышленных площадках ХМАО и обеспечивают прямой канал связи между инвесторами и лицами, ответственными за сопровождение проекта.

· Механизмы контроля за эффективностью реализуемых мер. Таковы рейтинг глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции, Рейтинг муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по обеспечению условий благоприятного инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции.

При этом стабильность инвестиционного законодательства и исполнение требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе являются основой регулярно работающей системы взаимодействия бизнеса и власти.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: