Кемеровское ЧП: за что могут ответить местные власти
Есть две основных версии пожара в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня»: неисправность электропроводки и поджог социально-дезадаптивными подростками. Самое главное, что этот развлекательный центр абсолютно не соответствовал тем требованиям пожарного надзора, которые предъявляются подобного рода объектам. Это касается неисправности самой сигнализации и системы пожаротушения, она не сработала. Рассказывают о том, что сигнализация срабатывала много раз по ложной тревоге и ее просто отключили. Здесь также стоит вопрос о том, каким образом был принят в эксплуатацию этот объект пять лет назад. Потому что в данном случае должностные лица органов местного самоуправления, подписав акт, все-таки не выполнили свою работу добросовестно, поскольку очень много горючих материалов использовалось, которые ни при каких обстоятельствах не должны были быть ни в залах кинотеатра, ни уж тем более в детских игровых комнатах.
Если говорить о политическом значении этой ситуации, потому что все-таки резонанс имеет не только трагический эффект, который, конечно, сейчас ощущается в регионе и в пространстве социальных сетей, то, безусловно, это очень серьезный репутационный удар по власти города Кемерово и отчасти по губернатору Кемеровской области. Потому что, как бы то ни было, вопрос, связанный с приемом в эксплуатацию подобных объектов, все-таки лежит в повестке руководителя региона, это с учетом того, что Аман Тулеев неоднократно акцентировал внимание на строжайшем выполнении требований пожарного надзора, все-таки показывает неэффективность его указаний. И, безусловно, сейчас в социальных сетях, в различных источниках обсуждается вопрос об ответственности руководства Кемеровской области. На месте работают два федеральных министра: глава МЧС Владимир Пучков и глава Минздрава Вероника Скворцова. Пока ни у кого из них нет конкретных претензий к руководству Кузбасса. Но по мере расследования, выяснения всех обстоятельств, связанных с причинами этого пожара, могут акценты и измениться, потому что, например, выясняется, что одним из должностных лиц, которые подписывали акт приема в эксплуатацию этого ТРЦ, был Максим Макин, который впоследствии был первым заместителем губернатора Кемеровской области. Все эти вопросы могут характеризовать неэффективность кадровой политики, потому что в данном случае люди, которые совершили определенные правонарушения на нижестоящем уровне, выводились на региональный уровень.
Если рассматривать проблему сегодняшнего дня, то у нашей общественности есть еще много претензий к региональной власти, это круг или клубок претензий только увеличивается в размерах. Прошли уже сутки после того, как пожар произошел, и никто не считает, что администрация области делала все возможное для предупреждения подобного рода происшествия. В этом отношении, конечно, есть определенный негативный эффект.
Что касается оперативности в экстренной ситуации, то есть два момента. Первое – часть служб, которые ответственны за эвакуацию, пожаротушение, не были готовы. Самое печальное, что не было батутов, необходимых средств пожаротушения. Люди выбрасывались из окон, получали серьезные травмы. Жители близлежащих домов выбегали с коврами, простынями для того, чтобы смягчить удары, и это является очень серьезной претензией.
Что касается координации взаимодействия пожарной службы и, например, системы здравоохранения, то здесь, видимо, были какие-то отработанные шаги, потому что всех найденных или эвакуированных пострадавших оперативно отправляли в лечебные учреждения города, и особых нареканий нет. Но при этом встает вопрос о том, насколько оперативно и своевременно был начат процесс эвакуации, потому что многие подходы к зданию были заграждены личным автотранспортом, машины пожарной охраны не могли подъехать, люди вручную перетаскивали автомобили. Понятно, что очень много было потрачено времени на это.