«Казус Бирюлево» — это тот самый «выстрел в Сараево», который ясно демонстрирует: проблему нелегальной миграции нельзя более игнорировать, нельзя списать произошедшее на очередную «бытовуху», на отсутствие культуры, на случайность. Бирюлевская проблема – это и криминал, и радикальный национализм, и общая социальная неустроенность. Это вызов, брошенный обществу и требующий долгосрочного системного реагирования.

Конечно, «прорывало» и раньше, например в Саратовской области после известного убийства десантника: там протест тоже имел под собой и национальные, и социальные причины. Однако в Бирюлево было все: и возмущенные местные жители, которые годами молчали, копили в себе ненависть и обиду, а теперь стали рассказывать, как с овощебазы кормились помидорами и абрикосами здешние полицейские, и хорошо подготовленные боевики, переворачивающие автомобили и бьющие магазинные витрины. И если в Москве МВД обладает значительными оперативными возможностями для подавления подобных выступлений, то в большинстве регионов с этой функцией ведомство может попросту не справиться.

После Бирюлево стало предельно очевидно, к чему привела абсолютно неадекватная миграционная политика, проводимая Юрием Лужковым и прежними властями российской столицы. Многие из нас достаточно долго верили в умело смонтированный миф о том, что «без мигрантов Москва не проживет», что без иностранной рабочей силы, в том числе нелегальной, обязательно наступит крах московской экономики. И слышали на протяжении многих лет железные, казалось бы, аргументы: русские не хотят работать, русские не пойдут подметать дворы, у нас острый дефицит рабочей силы. Более того, каждый день, выходя из подъезда, мы наблюдали и продолжаем наблюдать картинку, иллюстрирующую все эти железные тезисы: понурые выходцы из Средней Азии подметают наши дворы и стригут газоны. И мы уже даже как-то перестали задумываться над этим: кто, если не они? Ведь «зажравшиеся москвичи» явно не пойдут махать метлой за «такие-то деньги».

Теперь становится очевидно, что прежними властями Москвы этот миф был растиражирован с вполне понятной целью: огромное, безумное количество мигрантов позволяет успешно реализовывать многие коррупционные схемы. Зеленый свет, который в свое время был дан трудовым мигрантам, стал вовсе не спасательным кругом для тех самых «обленившихся москвичей», а вполне успешным и капиталоемким чиновничьим проектом.

Общеизвестно, что мигрант, подметающий дворы, получает на руки лишь часть официальной зарплаты. Это означает, что приезжий принимает незаконные, во многом унизительные условия труда. Очевидно, что москвич или иной гражданин России не пойдет на такую заведомо незаконную схему. Вот и получается, что мигранты — это не только до неприличия дешевая рабочая сила, но и прекрасная возможность для обогащения.

Московские дворники стали притчей во языцех. Однако это лишь картинка, удачно иллюстрирующая ситуацию, созданную столичной мэрией при Лужкове, ситуацию, стимулировавшую массовый приток нелегальных мигрантов не только в сферу ЖКХ, но и, например, в строительный сектор и в другие отрасли московской экономики.

Сейчас, когда Москва забита мигрантами, нынешним столичным властям очень трудно просто взять и разрубить этот гордиев узел, разрушить систему, которая конструировалась на протяжении многих лет. Систему, при которой не работников ищут для конкретной работы, а, наоборот, находят дорогую работу для очень дешевых работников. Ведь можно постоянно нанимать мигрантов для того, чтобы косить где-нибудь на окраине никому не нужный газон. С соответствующей системой оплаты труда, естественно.

Впрочем, диктовали условия не только местным жителям. Комментарий одной из жительниц Бирюлево симптоматичен: «Приезжает полиция второй раз и говорит: мы теперь помидоров наелись, сейчас абрикосы будем кушать. Забирают абрикосы. Что это за полиция? Участковый не приходит. Я звонила несколько раз участковому. А мне отвечают, что он на больничном. Как ни позвоню, он все на больничном».

В этих выступлениях разом проявилось все: и традиционное «бей черных», и накопившаяся ненависть к районным чиновникам, страшно далеко оторвавшимся от народа и уже совершенно не вписывающимся в новую московскую команду, и яркое социальное неравенство.

После Бирюлева должны последовать конкретные решения.

1. Необходима долгосрочная стратегия миграционной политики в Москве и конкретные планы действий по округам и проблемным зонам.

2. Необходима комплексная программа декриминализации проблемных городских зон, прежде всего рынков и овощных баз.

3. Необходим план мер по декриминализации системы найма для городских нужд (как минимум для решения «проблемы дворников» и «проблемы газонов»).

4. Необходимо создание постоянной диалоговой площадки по проблемам криминогенных зон Москвы и рынков — очевидно, на базе Общественной палаты Москвы с участием членов Общественной палаты РФ (как член ОП РФ готов подключиться к этой работе). Наиболее адекватные представители жителей криминогенных зон и рынков, администрации рынков, а также национальных диаспор должны обязательно участвовать в этой работе.

5. Необходимы специальные телевизионные программы на московских телеканалах по межнациональным отношениям, которые также могли бы стать диалоговыми площадками.

6. Необходимо в оперативном режиме ввести специальное патрулирование в опасных районах. Как? Силами групп ППС ГУВД по городу Москве с включением в состав патрулей криминальной полиции. В случае острой необходимости перенаправить на эти цели части ГИБДД. Потенциальные районы патрулирования: Бирюлево, Люблино (у ТЦ "Москва"), Теплый Стан, часть района Дорогомилово у ТЦ "Европейский" и Дорогомиловского рынка, часть района Матвеевское (у Матвеевского рынка), Гольяново, Выхино. Патрулирование "народными дружинами", на мой взгляд, надо предотвратить: это приведет к созданию вооруженных формирований с неясными функциями, а в конечном счете — к новому росту насилия.

7. На всех рынках и плодоовощных базах нужно предпринять следующее.

1) В этих местах постоянно находятся сотни большегрузных автомобилей, а значит, и сотни водителей. Для них необходимо быстро создать пункты временного размещения (мини-отели с невысокой ценой проживания), возможно, переоборудовав под эти нужды другие здания. Контроль за тем, чтобы эти люди находились в своих номерах ночью, возложить на полицию.

2) Полиция вообще должна располагать на подобных объектах не менее чем 10 постоянными постами на каждом, включая ночное дежурство.

3) Создать постоянно обновляемые списки работников баз и рынков с местами постоянного проживания и мобильными телефонами, выборочно проверять эти списки силами полиции.

4) Обеспечить сплошное дактилоскопирование всех работников баз и рынков. Производить его одновременно с оформлением санитарных книжек (для продавцов) и пересечением КПП базы или рынка (для водителей фур).

Уверен, что столичным властям необходимо использовать весь сложившийся на сегодняшний день арсенал интерактивных средств, чтобы население Москвы было максимально вовлечено в процесс принятия решений. Речь должна идти именно о совместной работе, а не о показательных акциях по «зачистке» столицы от «понаехавших»: дескать, смотрите, ваших угнетателей выгнали, а базу закрыли из-за обнаруженных там тараканов и бесхозных пистолетов.

И властям, и рядовым москвичам сегодня надо наконец окончательно осознать, что возможен лишь один путь — путь сосуществования с теми, кто находится в нашей стране и в нашей столице на законных основаниях. И приносит реальную, а не мифическую пользу. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: