Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Статьи

Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Курского государственного университета, доктор политических наук

Кадровые проблемы власти: как сформировать "скамейку запасных чиновников" 07.04.2016

Кадровые проблемы власти: как сформировать "скамейку запасных чиновников"

Губернатор Калининградской области Николай Цуканов озаботился проблемой притока новых кадров в органы власти и поручил сформировать «скамейку чиновников-резервистов». Что это значит? Как это будет работать? И насколько глубока проблема в принципе? Здесь есть несколько проблем. Они связаны как с состоянием российского законодательства о кадрах и государственной службе, так и с его правоприменением, а также с желанием активно применять его на практике. Если говорить о том, насколько у нас развит институт кадрового резерва, то я могу сказать, что законодательство о государственной и гражданской службе уже довольно давно предусматривает необходимость формирования соответствующих резервов. По идее в органах власти эти резервы должны быть сформированы. Это первый момент.

Второй очень важный момент в том, что если вы попали в резерв на государственную гражданскую службу, и должность при этом освободилась, то конечное решение все равно остается за руководителем. Именно руководитель решает, назначить вас из резерва или нет, никакого автоматизма на самом деле нет. Попадание в резерв отнюдь не означает, что человек попадет на должность. Еще раз подчеркну – все зависит от руководителя и от того, насколько серьезно руководитель госоргана, и соответственно, кадровая служба, относятся к формированию этих резервов на разные должности.

Вообще есть грустная шутка касательно института резерва, что если ты попадаешь в резерв, то ты уже точно на должность не попадешь.

Но институт резерва существует, он предусмотрен законодательно, но проблема в том, что просто в госорганах не сложилось соответствующих установок и культуры его активного формирования, обучения, и использования.

Кстати говоря, есть более широкое понятие кадровых резервов на замещение различных должностей государственных учреждений, предприятий. Эти резервы тоже формируются, они есть практически во всех регионах. Мы помним, что есть президентская тысяча, президентская сотня. Правда, в последнее время все меньше слышишь понятие кадровый резерв президента. А ведь на самом деле они есть. Получается, опять же,  – резервы вроде бы формируются, законодательная база есть, но всерьез к этому никто не относится. К сожалению, эти институты у нас если не фейковые, то во всяком случае, очень слабо влияющие на реальную кадровую политику в государственном управлении.

Третий важный момент – это конкурс на замещение должностей. По значительной части должностей предусмотрена конкурсная система отбора кадров. Исключение состоит в том, что если есть свободная должность и есть человек из резерва, то руководитель может либо назначить из резерва, либо объявить конкурс. Но если господа руководители сетуют на серьезность кадровой проблемы, то это означает, что институт конкурса тоже работает преимущественно формально.

Если бы система конкурса и институт резерва работали бы реально, то кадровая проблема во многом бы разрешилась.

И последнее – это так называемые политические должности, то есть ключевые должности в госуправлении региона или страны. Это губернаторы, заместители губернатора, руководители госорганов региона, для федерального уровня – президент, премьер-министр, руководители федеральных госорганов. Здесь ничего другого, кроме как выращивания соответствующих руководителей в рамках эффективных партийных структур, не придумано. То есть политические должности, как правило, замещаются по партийной линии и партия при этом обеспечивает кандидатам, которых она готовит, получение соответствующего политического и административного опыта. Вот в этом смысле партийная система у нас практически  не работает.

В связи с этим партии не выполняют функцию поставщика кадров политических менеджеров. А это действительно очень важно, потому что для любого руководителя первого уровня, для того же губернатора, важно иметь несколько десятков людей, которые были бы сходных с ним взглядов, которым бы он доверял и которые бы одновременно имели хороший управленческий и политический опыт. Где таких людей выращивать? Только в рамках партийной системы. А если этого нет, то мы получаем то, что есть сейчас – это с кем учился, с кем занимался спортом, с кем имел совместный бизнес и так далее, то есть вырастает такая клановая система.


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png      Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru