Избирательный кодекс: сделать законодательство о выборах системным


Одной из особенностей прошедшей в сентябре избирательной кампании была атмосфера большей нетерпимости ЦИК к нарушениям законодательства и, как следствие, большая легитимность выборов. Впервые были вскрыты крупные нарушения не только в участковых, но и в региональных избиркомах. Многие нарушения не удалось зафиксировать или доказать, но стремление власти к большей законности избирательного процесса явно повысило легитимность итогов голосования.
Обе октябрьские инициативы Эллы Памфиловой лежат в той же логике. С одной стороны — стремление к полному вскрытию механизма нарушений выборного законодательства на примере Воронежской области (по итогам выборов в отставку рекомендовано уйти главе Воронежского облизбиркома Владимиру Селянину; ЦИК не устроили результаты проверки инцидента с подсчетом итогов голосования на двух избирательных участках в Приднестровье, которые были закреплены за регионом) даст ясный сигнал к тому, что наказание неотвратимо для всех — в том числе для организаторов и вдохновителей фальсификаций. С другой стороны, само это законодательство требует существенного развития. 
Фактически ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является общей частью избирательного кодекса. Но он не всегда согласуется с законами, регулирующими конкретные выборы. Так, в ходе прошедшей кампании выявлено немало пробелов и несовпадений в законах, регулирующих думские выборы. В частности, агитационный период кандидатов-одномандатников, выдвинутых партиями в Государственную думу, при буквальном чтении закона не наступал. ЦИК пришлось исправлять эти лакуны законодательства привычным российским способом: не замечать обусловленные ими нарушения. Такой подход правоприменителя ущербен и не может не повышать уровень недоверия к выборам. Кодификация избирательного права может снять выявленные противоречия и заполнить обнаруженные пробелы, дав избиркомам и судам возможность впредь решать подобные отмеченному выше казусы в рамках законодательства. 
Региональное законодательство в этом вопросе опережает федеральное. Свои избирательные кодексы имеют не только Москва, но и Амурская, Воронежская, Владимирская, Псковская, Свердловская области, Алтайский и Хабаровский края, республика Башкортостан и ряд других субъектов. В регионах есть и опыт согласования в кодексе избирательного законодательства субъектов разных уровней. Пример этому — Избирательный кодекс Тюменской области, в которую входят ещё два субъекта федерации: Югра и ЯНАО.
Профессиональными сообществами электоральных юристов и политконсультантов вопрос о необходимости федерального Избирательного кодекса ставится уже давно. Подготовлены и опубликованы даже несколько его проектов. Ассоциация политических юристов и РАПК регулярно обсуждают необходимые изменения в регулировании избирательных процедур. Так, решение вопроса с постановкой в паспорта штампа об участии в выборах сделало бы невозможным повторное голосование, в том числе «избирательные карусели». Не уверен, что ЦИК готов поддержать столь радикальные новации, но думаю, многие наши предложения будут учтены при подготовке Избирательного кодекса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: