Итоги ярославских праймериз: конфликты внутригородского уровня и их последствия
Все скандалы на праймериз в Ярославле сконцентрированы лишь в двух округах из 19. Это округ №6, где шел экс-председателя муниципалитета и теперь уже экс-депутат Павел Маркович Зарубин, и округ №8, в котором шел бывший и.о. мэра Алексей Геннадьевич Малютин. То есть нельзя сказать, что скандалы на праймериз затрагивают значительную часть города. Два округа из 19 – это, условно говоря, 10%.
Что касается Зарубина и Малютина, то эти фигуры роднит то, что они оба были основными деятелями контрэлиты, но не на уровне области, а на уровне города. Они оба занимали ведущие посты при старых командах и некоторое время удерживались при новых командах. Они оба были отправлены в отставку исключительно по решению новой команды городского руководства, и обоим не было предложено никакой политической компенсации, никакого почетного места свадебного генерала. Поэтому у Зарубина и Малютина были совершенно развязаны руки, у них не было никаких издержек от жестко конфронтационной, конфликтной позиции. Еще раз подчеркну – все это конфликты внутригородского уровня.
Политическая команда Владимира Витальевича Слепцова очень сильно грешит тем, что пытаются объяснить, что политические конкуренты Владимира Слепцова – это личные враги врио губернатора. К сожалению, политические советники Слепцова пытаются оказать влияние на позицию врио губернатора. Но на самом деле это внутригородские разборки, которые сторона, более близкая к областной власти, пытается выдать как региональные, но к счастью, это не получается. Население в целом показывает огромную поддержку Миронову и гораздо меньшую поддержку Слепцову. Поэтому Слепцов во многих ситуациях пытается апеллировать к тому, что он является ставленником региона, чтобы экстраполировать на себя поддержку – народную и межэлитную, — которую, безусловно, имеет Дмитрий Юрьевич Миронов.
Скандалы на праймериз в Ярославле, конечно, отразятся на предвыборной кампании. К сожалению, сейчас у местной «Единой России» стиль не совсем рациональной конкуренции. На этих праймериз мы видели жесткое разделение на своих и чужих, изначально посредством различного рода фоновых моментов были утверждены списки кандидатов, которые по мнению мэрии города, должны были победить в своих округах. Вместо того чтобы приберечь на основные выборы таких электорально сильных личностей, как тот же самый Горохов, Савченко и выносить ими коммунистов, допустим, в центре города, где у нас весьма оппозиционные округа, было принято решение эти авторитетные в городском формате фигуры выдвинуть в те округа, где шли единороссы не из команды мэра. Эта позиция логична для мэра, который хочет сформировать ручной городской парламент, но не логична для государственного деятеля, пускай и местного уровня, который хочет обеспечить победу партии.
Безусловно, это привело к тому, что ряд сильных личностей, жестко конкурируя между собой, растратили определенный электоральный потенциал. Контрэлита, группа «Авангард» сейчас, может быть, в безвыигрышной, но беспроигрышной ситуации, потому что им нечего терять. Команда мэрии, которая смогла провести своих людей по 17 округам просто потому, что контрэлиты не решились пойти против, тем не менее, поставила себя в весьма сложную ситуацию по двум округам. Самым рациональным выходом с точки зрения минимизации внутрипартийных противоречий является дипломатический диалог, на который пока команда мэрии города не очень готова идти.
Подводя итог вышесказанному, еще раз подчеркну, что на примере двух округов нельзя судить о генеральной совокупности праймериз в целом. Контрэлиты настолько слабы, что по 17 округам вообще не смогли найти никого, кто мог бы составить конкуренцию выдвиженцам от мэрии города, хотя такие попытки, по моей информации, были, но люди не решились. И последний момент, который нужно отметить – безконкурентность праймериз, отсутствие интереса к тому, кто победит, когда изначально в 17 из 19 округов шли пары кандидатов, победа которых была очевидна, потому что с ними конкурировали, условно говоря, студенты и домохозяйки. Это привело к тому, что в организационном плане праймериз в Ярославле сделали шаг назад. Явка в городе составила 4,7%. Если убрать два конкурентных округа, то по остальным 17 округам явка составила менее 3,5%. Из 11 административных центров субъектов Федерации, где 22 мая состоялись праймериз, это третье место с конца. Поэтому получается, что к сожалению, праймериз еще и не выполнили задачу какой бы то ни было серьезной раскрутки кандидатов и их легитимации среди избирателей.