Волгоград получил право принять у себя игры Чемпионата мира по футболу 2018 года, и это вызвало противоречивую реакцию: от безудержной радости до «пора валить». Золотая середина состоит в признании того, что ЧМ-2018 – это шанс для города. Но в чем он состоит? Только ли в перспективе получить федеральные средства на городское развитие? Сама по себе эта перспектива – еще не залог полноценного развития. Шанс в короткий срок сделать Волгоград территорией, по-настоящему комфортной для проживания, будет реализован при одном условии: городское сообщество заставит себя перейти от частного к общему.

Прежде всего (и это важно) – у Волгограда появился осмысленный горизонт стратегического планирования. Магия круглых цифр «Стратегии-2020» непонятна: что такого должно случиться в этом году, почему именно к этому сроку у нас что-то должно измениться и что именно? Стратегия-2018 – это ясная цель: город должен быть готов принять большое количество людей, причем не в ущерб собственному населению, без паралича обыденной жизни. Причем сделать это надо не к 2018 году: глобальные стройки в городской черте могут повергнуть нас в транспортный коллапс значительно раньше.

Когда стоили мемориальный комплекс Мамаева кургана, грузовикам, везущим бетон на стройку, было разрешено не останавливаться на красный свет. Сегодня это не сработает. Кроме того, регион не получит такую подневольную рабочую силу, как на строительстве первой железной дороги Царицын-Калач или Волго-Донского канала: нынешние строители не будут жить в бараках и землянках у котлованов. А строить предстоит много. Значит, решение и так больных вопросов городской логистики нужно начинать буквально сегодня.

Есть соблазн пойти по привычному пути – расширить городские дороги, например, за счет тротуаров и зеленых зон. Но это ничего не решит, мы уже знаем: в 2006 г. на полполосы расширили проспект Ленина в центре, но скорость движения там не выросла, просто стало чуть-чуть проще припарковаться под знаком «остановка запрещена».

Чтобы ускорить перемещение по городу, нужны нетривиальные решения на основе, как уже сказано выше, перехода от частного к общему: то есть развития общественного (не обязательно муниципального) транспорта. Подсчеты слишком банальны: автобус с 70-ю пассажирами занимает на дороге столько же места, сколько автомобили, везущие двоих-троих человек. Городу придется определиться и с маршрутными такси. Жалобы на то, что они все заполонили, но уехать невозможно, приходится ехать стоя там, где можно только сидя, – это свидетельство непродуманной логики сети, дублирующей муниципальный транспорт там, где он есть, и отсутствующей там, где нет вообще ничего.

В этом свете представляются не такими уж утопическими проекты развития водного сообщения между районами Волгограда (водное маршрутное такси) и строительства канатной дороги Красноармейский район – остров Сарпинский – Центральный район (с третьей веткой на левый берег, но о ней чуть позже). Эти проекты – не фантазия чиновников, за ними стоят реальные предприниматели, готовые вложиться при условии помощи города в выделении земли – не где получится, а в четко выверенных точках.

Индивидуализм оставляем велосипедистам, тем более, что запрос на велоинфраструктуру становится все более очевидным, и он должен быть удовлетворен, причем с хорошим запасом.

Комплекс мер в итоге должен привести к тому, что обладание автомобилем перестанет быть условием жизни в большом городе. Сейчас без личного транспорта не добраться ни на работу, ни к месту отдыха: чтобы посидеть на травке или искупаться в Волге опять-таки нужна своя машина. В результате мы имеем дикий парадокс: молодежь покупает машины, не имея собственного жилья. А логика простая: без машины не доберешься на работу, и чем же платить за ипотеку? Вывернуть эту систему приоритетов в правильном направлении мы можем только одним способом – развитием общественного транспорта.

Но не только транспорта. Дорога – это не только собственно движение, но и остановки в пути. Развитие общественных мест для отдыха – тоже важнейшая часть обустройства комфортного городского пространства. Парки, скверы, пешеходные зоны для торговли, культурного досуга – это и есть наши остановки. И они нам тоже нужны в зоне доступа без личного автотранспорта. Третья ветка канатной дороги – от острова Сарпинский на левый берег Волги — откроет доступ к чистой воде и свежему отдыху «безлошадным» горожанам. Кстати, добираясь общественным транспортом, люди привезут туда значительно меньше мусора, чем можно довезти на собственной машине.

Железная дорога из помехи должна стать союзником. И дело не только в развитии пассажирского сообщения, но и в участии ОАО «РЖД» в решении инфраструктурных проблем региона. Проходя вдоль всего города, железная дорога создает ограничения в поперечном движении, но не снимает нагрузки на автодороги от бесконечного потока фур. Например, въезд в Волгоград со стороны Калача весьма проблематичен из-за трех подряд переездов через рельсы. Обладатели внедорожников освоили альтернативные пути – через степь по дороге, которую и дорогой-то назвать сложно. Но путь обхода проблемы ими уже подсказан. Очевидно, что региональные власти не заставят РЖД сформировать более приемлемые для грузоперевозчиков условия, чтобы побудить использовать вагоны вместо фур. Это задача федерального масштаба. Но если мы не будем поднимать этот вопрос у себя в регионе, рассчитывать, что он решится сам собой, не приходится. Руководству ОАО «РЖД» мы должны подсказать способ включиться в решение социальных, инфраструктурных проблем региона и страны в целом не только на уровне спонсирования крупных мероприятий.

Как видим, футбол – это и повод, и стимул для обустройства комфортной городской среды. Для того, чтобы это стало реальностью, нужна не только политическая воля власти, но и добрая воля горожан, способных прийти к согласию по поводу превалирования общественного интереса над личным. Как представляется, Волгоград обладает достаточно зрелым городским сообществом, чтобы к такому согласию прийти. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: