Енисейская экономическая зона: эксперимент для Сибири
На мой взгляд, создание Енисейской экономической зоны как инструмента экономической интеграции Красноярского края, Хакасии и Тывы имеет потенциал, прежде всего, как элемент более широкой стратегии развития Сибири в целом. Как в Восточной Сибири, так и в Западной есть потенциал создания системы новых полюсов экономического роста на ближайшие десятилетия. Это помогло бы продолжить тенденцию разворота российской экономики на восток, начатую проектом развития Дальнего Востока, и укрепить экономические связи и внутри сибирских регионов, и с приграничными странами.
В Красноярском крае, Хакасии и Тыве тоже есть потенциал формирования таких полюсов роста — это и красноярская агломерация с инновационным кластером, и Улуг-Хемский угольный район в Тыве, и аграрные, рекреационные и сырьевые территориально-производственные комплексы в Хакасии, включая Минусинскую котловину — «Сибирскую Италию».
Однако нужно понять, каково будет конкретное наполнение этой инициативы по экономической интеграции трех регионов. Будет ли она сведена к реализации совместных проектов в приграничных муниципалитетах и привлечению федеральных средств для развития инфраструктуры, прежде всего дорожной, или же три региона решили замахнуться на создание полноценного нового макрорегиона. Стратегия пространственного развития России такую возможность, в принципе, даёт. Тем более различные форматы межрегионального взаимодействия, кроме ассоциаций, у нас пока развиты слабо. И не понятно пока, какие именно административные и экономические механизмы планируется сформировать для обеспечения развития Енисейской экономической зоны, как быть с синхронизацией мер государственной поддержки бизнеса и налоговых преференций со стороны трех регионов? Как быть с диспропорциями в уровне жизни трех регионов и бюджетной обеспеченности? Есть спрос на создание нового системного решения по экономическому сотрудничеству регионов. Хочется только надеяться, что речь не зайдёт в итоге об их объединении в один субъект – это уж точно избыточно.
У трех регионов Сибири, таким образом, есть возможность попробовать «с чистого листа» создать новый формат горизонтального взаимодействия между регионами. Получится ли — зависит от глубины проработки этой инициативы, наполнения зон конкретными комплексными инвестиционными проектами, убедительности идеи для федерального центра. В перспективе, кстати, горизонтальный формат сотрудничества в Сибири уместен и на уровне муниципалитетов, если будет модернизирована дорожная сеть между городами и создано скоростное сообщение: Новосибирск, Томск и Барнаул в ближайшие десятилетия могут создать полицентрическую агломерацию, к которой также будут тяготеть Кемерово и Новокузнецк. Словом, Сибирь — пространство, в котором возможны и желательны экономические эксперименты.