Екатеринбург – классический пример ситуации, в которой выборы закончились, а борьба продолжается. Порой встречаются оценки, объясняющие победу Ройзмана исключительно тем, что ему удалось «собрать» весь протестный электорат. Именно это-де общее недовольство властью дало такой эффект. Это примитивная оценка. Она мешает оценке реального положения дел и качественному прогнозированию.

Накануне финала избирательной кампании некоторым наблюдателям казалось, что альянс, сложившийся между главой Свердловской области Евгением Кувайшевым и заместителем мэра Екатеринбурга Владимиром Тунгусовым, вполне прочен, а победе губернаторского ставленника Якова Силина ничего не угрожает. Это ощущение усиливалось еще и тем, что фамилия Ройзмана могла бы просто не оказаться в бюллетене, во всяком случае, уверенности в этом не было — в том числе и у самого Ройзмана. Последующие события коренным образом изменили предвыборный пейзаж. Городская избирательная комиссия допускает Ройзмана до выборов, о чем он с неподдельным удивлением замечает: процедура регистрации прошла гладко.

Опросы по ходу избирательной кампании свидетельствуют, что Силин и Ройзман идут «ноздря в ноздрю», а в спину им дышит немного отстающий справедливоросс Александр Бурков. Источники, заслуживающие доверия, свидетельствуют, что на финише избирательной кампании, когда Ройзман опережал Силина всего на несколько процентов, ни влиятельный Тунгусов, ни горизбирком не предприняли никаких усилий дабы подсобить губернаторскому кандидату. Тунгусов вольно или невольно подыграл Ройзману. Это предположение подтверждают и некоторые поствыборные события.

Евгений Ройзман возглавил город, в котором уровень конфликтности элит зашкаливает, подходит к красной черте. Ситуация осложняется еще и тем, что влиятельные выходцы из ОПС «Уралмаш» так и не обозначили свою позицию детально и будут ждать до последнего. Ждать, чтобы воспользоваться ситуацией и взять под контроль весь город.

Помимо мэра, жители Екатеринбурга выбирали и городскую думу. Соотношение сил в ней для Ройзмана — отнюдь не радужное. Мало того, что партия «Гражданская платформа» выступила крайне неудачно, но контроль за ней  фактически остался в руках Тунгусова, репутация которого в городе далека от ангельской. А впереди назначение сити-менеджера.

По уставу города именно сити-менеджер отвечает за городское хозяйство, определяет экономическую политику и контролирует финансы. Борьба вокруг этой должности разворачивается нешуточная. В нее включился губернатор Евгений Кувайшев, продвигая проигравшего выборы Якова Силина. Для Ройзмана это определенно неприемлемо. Для нового мэра более подходящей кандидатурой была бы фигура нынешнего сити-менеджера Александра Якоба, но за ним – интересы и специфическая репутация Владимира Тунгусова.

Невольно вспоминается картина «Витязь на распутье». Сказочному персонажу было проще: у Ройзмана таких развилок множество.

Ройзман находится в ситуации выбора. Идти ли до конца в борьбе за реальную власть в городе или довольствоваться представительскими функциями? Если выбрать борьбу, надо договариваться с недавними противниками. А что скажет при этом избиратель? Остаться в стороне и быть над схваткой? А как же выполнять многочисленные предвыборные обещания?

Ройзману предстоит определить и стратегию действий относительно федерального центра. Ему не позавидуешь. Жесткая оппозиционность – и нет гарантий «урлашовского» сценария; публичная лояльность – опять-таки все тот же протестный избиратель.

Городское хозяйство не в лучшей форме, зима не за горами, тревожные ожидания растут по мере снижения температуры. Где гарантии, что именно на Ройзмана не повесят «всех собак», если город замерзнет?

Ройзман победил, но положение завидным не назовешь. Он попал в сложнейший лабиринт, выбраться из которого — большое искусство.

После выборов было немало радостных комментариев, в которых некоторые политологи извещали чуть ли не о победном шествии оппозиции по Уралу. Согласиться с ними можно лишь в той части, что результат Ройзмана, безусловно, знаковое событие. Но до победного шествия еще далеко, ибо нет гарантий, что новый мэр Екатеринбурга сможет решить уравнение со многими неизвестными.

Нет иллюзий и по поводу инвестиций. Кто же вложит деньги в город, где идет «война всех против всех»? Представляется, что расчеты на активное участие в делах столицы Урала  Михаила Прохорова не оправдаются – особенно с учетом его напряженных отношений с новым мэром.

Успех Ройзмана – это потолок для него. Дальнейшего развития его карьера не получит. Это, увы, победа без победы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: