«Единая Россия» в Иркутской области: факторы мобилизации


По итогам XV съезда «Единая Россия» утвердила предвыборную программу и списки. Иркутская область – проблемный для единороссов регион, входящий в так называемый «красный пояс», – регион с устойчивой поддержкой КПРФ. Он с Бурятией и Забайкальским краем объединен в объединенную региональную группу №4.
В Иркутской области результаты выборов определяют два ключевых фактора: кто аккумулирует протест и какова конфигурация элитных договоренностей.
На мой взгляд, именно результатом состояния элит является текущий региональный список «Единой России». Элиты в регионе атомизированы, находятся в хаотичном состоянии, сильных политически центров влияния нет. Ни у одного актора в области нет достаточного влияния и ресурса, чтобы возглавить список и отбить все административные, технологические и даже силовые атаки со стороны десятков региональных игроков, недовольных таким решением. Ставка в такой ситуации на московского варяга, активиста ОНФ Николая Николаева – это попытка хотя бы не ухудшить ситуацию и найти компромисс. Да, он совершенно незнаком избирателями области, у него слабый для региона бэкграунд (здесь предпочитают хозяйственников, а не популистов), но эти проблемы хотя бы имеют технологические решения при наличии ресурсов: узнаваемость можно поднять, бэкграунд компенсировать действиями и так далее. Главное, есть шанс, что за ближайшие два месяца он не успеет втянуться в войну с критичным количеством местных элитных кланов, а это для Иркутской области куда важнее, чем узнаваемость, положительный имидж и прочие технологические параметры кампании. 
Второй фактор – как пройдет протестное голосование. В прошлом году на выборах губернатора протест был мощный, кандидат от коммунистов смог его использовать и победил. Но уже в декабре на выборах главы столичного Иркутского района кандидат от КПРФ не смог оседлать протест и проиграл, набрав средний для своей партии в регионе результат. Худший для списка «Единой России» сценарий: остаться в региональном политическом поле один на один с КПРФ. В этом случае КПРФ аккумулирует протест и усиливает свои позиции. 
Конечно, сама КПРФ сейчас находится в сложном положении: ее список возглавляет высшее должностное лицо в регионе – губернатор. Построить кампанию на критике региональных властей не удастся. Соответственно, коммунисты попробуют работать на критике предшественников, федеральной и местной власти. Весь вопрос только в том, насколько быстро будет расти антирейтинг губернатора и успеет ли он совершить действительно серьезные просчеты до конца кампании. Пока ему просто нужно продержаться два месяца. Более приемлемый для партии власти сценарий: выход на сцену других парламентских оппозиционных и малых партий. Усиление «Справедливой России» и ЛДПР, действия «Яблока», Партии роста и других малых партий, могут растащить протестные голоса, что повышает шансы «Единой России» на хороший результат. Однако пока активности других партий не просматривается: сильных лидеров нет, в формировании региональной информационной повестки они не участвуют, их действия в рамках кампании не заметны. Поэтому их результат и то, сколько голосов они оттянут у КПРФ будет зависеть от федеральных кампаний оппозиционных партий. В целом, стратегически, для «Единой России» такая зависимость от других политических сил да еще и на другом уровне – плохой знак. Однако это приоритетная задача на послевыборный период. 
Немаловажным будет влияние на результат кампаний одномандатников. Можно предположить, что часть затрат на кампанию – финансовых, организационных, человеческих — возьмут на себя одномандатники. Чем тяжелее кампания будет в округе, тем меньше ресурсов и внимания достанется партии – кандидаты будут больше думать о своей победе. И тут ситуация неравномерная. Против бизнесмена от «Единой России» Олега Канькова идет сильный игрок коммунистов – иркутский депутат Михаил Щапов, против депутата-единоросса Сергея Тена – корифей иркутской политики депутат-коммунист Антон Романов. И тот и другой имеют вполне реальные шансы на победу и, как минимум, заставят оппонентов из «Единой России» попотеть. Против депутата Законодательного собрания Иркутской области Алексея Красноштанова работает даже не оппонент в округе, а позиция силовых органов (в конце января прошли обыски в его квартире в связи с задержанием в связи с уголовным делом против мэра Ольхонского района Сергея Копылова – прим. ред.). Конфликт Красноштанова с силовиками развивается с начала года, после праймериз он утих, но как показывает практика, силовые органы вполне могут сломать игру в самый напряженный момент кампании с непредсказуемым результатом. 
В качестве резюме. Список «Единой России» – это ответ на конфигурацию региональных элит, раздробленных, хаотичных, крайне конфликтных, не способных к созданию широкой коалиции в поддержку единого кандидата. Это попытка хотя бы не спровоцировать игру части элит против списка. Самая главная проблема «Единой России» в регионе: ее результаты зависят не от собственных усилий, а от действий других игроков – парламентских и непарламентских оппозиционных партий. Одномандатники, скорее всего, сосредоточатся на своих проблемах и их помощь партии вряд ли будет серьезной. В такой ситуации результат партии власти в регионе полностью зависит от федеральной кампании.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: