Пока тренд на то, что реальная явка на региональных выборах будет в среднем ниже, чем в предыдущие годы. Это связано не столько даже с текущей ситуацией, сколько с общими трендами в системе управления страной. Все действительно важные полномочия перетекают из муниципалитетов на уровень региона, а оттуда — в федеральный центр. Мэры, депутаты муниципалитетов уже мало что решают, губернаторы и депутаты законодательных собраний с каждым днем имеют все меньше свободы действий. И те, и другие постоянно посылают скрытые, но хорошо читаемые сигналы о том, что все вопросы надо задавать федерации.
Федеральный же центр с удовольствием демонстрирует готовность решать весь спектр вопросов: от малоинтересной населению стратегии развития экономики до конкретных проблем, вроде строительства больниц и закрытия мусорных полигонов. В итоге ценность голосования на местных и региональных выборах снижается. Зачем идти голосовать за губернатора, если по факту он из всего бюджета региона свободно может распоряжаться только резервным фондом на случай чрезвычайных ситуаций? 
В итоге явка не является показателем уровня доверия к выборам, потому что вопрос стоит не в доверии к избирательной системе в целом, а в оценке значимости полномочий местного и регионального уровня властей. А она объективно падает и будет падать дальше.

Во-первых, уходят поколения дисциплинированных советских избирателей, на их место приходят люди, которые хотя бы на уровне коллективного бессознательного начинают взвешивать ценность голосования за тот или иной уровень власти с одной стороны и потери времени на это голосование с другой. Все больше избирателей просто не видят смысла тратить время даже раз в году на голосование на выборах, где не решается никаких принципиальных вопросов. А на подходе поколения избирателей, которые уже более осознанно и прагматично смотрят на процесс выборов. Им достаточно будет нескольких столкновений с государственными системами, чтобы разобраться в том, кто за что отвечает и какие вопросы решает. Они очень быстро разберутся на какие выборы стоит ходить, а на какие можно даже не тратить время. 
Во-вторых, централизация полномочий продолжается. В ближайшее время, например, министерство образования собирается передать полномочия по управлению образовательными учреждениями с муниципального на региональный уровень. Это будет еще один чудовищный удар по значимости местных властей для избирателя. Останется только забрать у муниципалитетов здравоохранение и ремонт дорог и после этого мы вполне можем увидеть уровень явки в единицы процентов в огромном количестве муниципалитетов.
В этой ситуации уровень явки становится, скорее, способом местных и региональных властей показать самим себе, своим элитам и федеральному центру, что они что-то еще значат. Это ведь очень тяжело принять: вот ты губернатор, высшее должностное лицо в регионе, а людям ты не интересен до такой степени, что они даже против тебя голосовать не идут. Поэтому часть глав регионов и мэров будут искусственно поднимать явку, чтобы продемонстрировать свою значимость. Но когда избиратель не видит смысла в голосовании, а его заставляют, это вызывает естественную негативную обратную реакцию. Причем эта реакция обращается не столько в адрес местных властей, сколько в адрес всей избирательной системы в целом. Для ЦИКа это серьезная угроза потери поля деятельности, полномочий и финансирования. Совершенно логична в такой ситуации позиция Памфиловой, которая грозит ответственностью за искусственное нагнетание явки. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: