Отставка Александра Волкова, бессменно находившегося на высших должностях Удмуртии с лета 1993 года, — давно ожидавшееся событие. Тем удивительнее, что оно отнюдь не было предопределено. Нельзя не отдать должное административно-политическому таланту первого и последнего президента Удмуртии (новое первое лицо региона теперь будет именоваться "главой"), которого считали обреченным чуть ли ни с момента назначения на третий срок в 2009 году. Тем не менее,он смог не только испить чашу своего третьего президентского бытия до дна, но и всерьез рассчитывал на четвертую.

Назначение Александра Соловьева – яркое свидетельство того, что у Кремля нет «золотого кадрового ларца» для регионов. Ситуация в глубоко периферийных субъектах Федерации (Удмуртия, как ни печально это осознавать, именно такова), давно пущена на самотек. Перезревшие управленческие решения приходится принимать в цейтноте. Неудивительно, что в них трудно найти глубокий стратегический замысел.

До февраля Александра Соловьева в республике справедливо считали несамостоятельной и полностью подконтрольной президенту республики фигурой. Он был авторитетен лишь в силу высокого статуса занимаемых должностей (два срока возглавлял Госсовет Удмуртии, затем стал сенатором). Вне их Соловьев не обладал серьезным влиянием, не располагал собственными значимыми политическими или финансовыми ресурсами. По неофициальным данным, в 2009 году наряду с Александром Волковым Соловьев фигурировал в списках кандидатов на должность президента Удмуртии, будучи тогда заведомо технической фигурой.

В связи со всем этим даже появились комментарии, что состоявшееся кадровое решение – это успех уходящего главы региона, который теперь просто уйдет в тень и будет править из-за кулис. Однако такая точка зрения малоосновательна. Волков еще два года назад полностью отказался от стратегии подготовки преемника. Назначение Соловьева — ротация, которой президент Удмуртии не желал и которой не планировал.

Наверное, оправившись от шока, вызванного крушением привычной картины мира, Волков попытается манипулировать Соловьевым, но его наверняка ждут разочарования. Максимум кем он может стать – это сенатором. От желающих поделить его политическое наследство отбою не будет. Имеющийся кадровый и ресурсный вакуум вокруг Соловьева заполнится очень быстро. А вне должности и административных возможностей Волков не обладает авторитетом. Тем более что от него сильно устало не только население, но и местные элиты, включая его ближайшее окружение.

Александр Соловьев после 19 февраля перестает быть технической фигурой и становится «темной лошадкой». Сюрпризы вполне возможны. В определенном здравомыслии и политическом чутье ему не откажешь. Пока в силу возраста и по множеству других причин, Александр Соловьев воспринимается исключительно как временная фигура. Впрочем, эта "временность" вполне может растянуться и на полноценный губернаторский срок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: