1. Заявленная и закрепленная по инициативе Владимира Путина в законодательстве ориентация власти на укрепление политической конкуренции в выборном процессе сохраняется. Об этом свидетельствуют и формальные рекомендации Администрации Президента РФ, адресованные региональным властям, и неформальные сигналы Кремля и руководства партии "Единая Россия", адресованные самым разным политическим игрокам.

2. В каждом избирательном цикле у конкуренции на региональных выборах есть своя специфика, создаваемая политической ситуацией. У Единого дня голосования 2014 года, на мой взгляд, две главных отличительных черты: 1) высокий уровень общественного доверия Президенту РФ и партии "Единая Россия"; 2) избирательных кампаний очень много — только губернаторских выборов более 30; это фактически придает ему общенациональный характер. 

покупайте стильные женские спортивные футболки brandius.ru с доставкой в любую точку России

3. Высокий рейтинг президента и правящей партии создает условия для перерастания выборов в некоторых регионах в "референдум о доверии". Примечательно, что это происходит по преимуществу без значительных усилий региональных властей, провластных кандидатов и их технологов — это ведь не их референдум. Естественным следствием "референдумного" характера выборов становится существенное ослабление общественной поддержки оппозиции. Конечно, это уникальная ситуация: в 2015 году совершенно определенно, а возможно, и никогда в будущем такого уже не будет. 

4. Если в 2012 и 2013 годах федеральная власть проводила в отношении оппозиции на региональных выборах "протекционистскую" политику (довыборные политические соглашения и коалиции, повсеместное содействие в преодолении муниципального фильтра), то теперь Кремль занимает более дистанцированную позицию. Такая позиция, кстати, объясняется и количеством кампаний. Послание, адресованное оппозиционным игрокам, таково: время неформальных соглашений прошло, играйте в публичном политическом поле. 

  

5. Естественным следствием этого дистанцирования Кремля стало усиление влияния на ход избирательной кампании региональных властей (в некоторых случаях не слишком благоприятное для оппозиции). 

6. В кампании-2014 очевидно нарастание технологических и организационных проблем альтернативных и оппозиционных кандидатов. То, что Оксана Дмитриева, известнейший оппозиционный политик Петербурга, не смогла собрать подписи муниципальных депутатов, представляется многим примером беспрецедентного административного давления. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что Дмитриева не "вышла в поле" — не провела достаточного количества встреч с кандидатами. Аналогичная ситуация складывается на выборах в Московскую городскую думу: некоторые участники оппозиционной коалиции "За Москву!" просто не выстроили профессиональные сети для сбора подписей и агитации. А время волонтеров давно прошло.

7. Коммунистическая партия заявила накануне выборов новую политику — политику коалиций оппозиционных сил, в которой КПРФ была готова поступиться собственным лидерством ради общей победы. Ход выборов показывает, что за редкими исключениями эта политика не слишком эффективна.

8. Система муниципального фильтра, несомненно, нуждается в коррекции. На мой взгляд, по этому поводу должна состояться профессиональная дискуссия после завершения избирательной кампании.

9. Системные политики, обладающие общественной поддержкой, но по тем или иным причинам вытесненные из избирательного процесса, должны быть в том или ином качестве востребованы властью. Нельзя допустить появления "нового издания" несистемной оппозиции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: