Изменения, произошедшие в российской политической системе и региональной элите в результате праймериз «Единой России» и думских выборов 18 сентября, предопределяют выбор новых принципов региональной политики.

Первый принцип – прагматизм. Те решения, которые принимаются, должны приниматься в конкретных обстоятельствах, должны представлять собой ответы на определенные угрозы и вызовы (или быть проактивными), должны быть не идеологичными, не должны быть связаны с политическими или кадровыми стереотипами.

Второй – преемственность. Речь идет не только о сотрудничестве команд Сергея Кириенко, первого заместителя руководителя Администрации Президента, и Вячеслава Володина, который ныне возглавляет Государственную Думу, о преемственности политики этих команд, но о преемственности в более широком смысле. Те практики, которые благоприятно сказались на развитии российской региональной политики, экономики российских регионов, региональных институтов, даже давние, конечно, должны быть востребованы.

Для того, чтобы преемственность была адекватной и полной, нужен анализ: тщательный, детальный, комплексный и качественный – тех практик, которые применялись.

Третий принцип – эффективность региональных практик, которая определяется с помощью универсальных, точных систем оценки, в том числе KPI. Кто должен осуществлять эту оценку? Я думаю, разные институты, в том числе Общероссийский народный фронт, контрольная и оценочная функция которого после выборов, как я полагаю, усилится.

Четвертый принцип – это бюджетная и налоговая эффективность. Я полагаю, что регионы, которые не в состоянии осуществлять эффективное планирование по налогам и обеспечивать поступление налоговых платежей в прогнозируемых объемах, конечно должны встречать серьезные негативные оценки – и не только КРУ Минфина, но и ОНФ. Однако в этих оценках не должно быть случайности и волюнтаризма – уместны те самые методики KPI.

Далее, пятое – проектный подход. В 2012-2015 годах создана институциональная и политическая «рамка», в том числе «рамка» для развития регионов, опробованы многие практики. Но проектов: политических проектов, проектов мобилизации региональной элиты и экспертного сообщества, в целом проектов регионального развития — сегодня совершенно недостаточно. Здесь тоже нужна экспертиза, аудит, что может быть востребовано, что нет.

Шестой принцип – диалоговая модель во взаимоотношениях власти, региональных элит и сообществ. И конечно, необходима общая социальная ориентированность принимаемых решений. Но фетишизировать социальную политику, мне кажется, не стоит.

Седьмой принцип – методологическое единство организационных решений и кадровой политики. Единства этого мы зачастую не наблюдаем ни при принятии решений при создании структур власти и управления, ни при конкретных кадровых передвижениях. Важно, чтобы на федеральном уровне задавался вопросом любой референтный чиновник – каким образом эти организационные решения с кадровыми приоритетами согласованы.

Дистанцированность от центров влияния – восьмой принцип. В этом смысле показательно, конечно, назначение господина Ярина на пост начальника Управления внутренней политики. Есть эксперты, которые считают, что он жестко связан с лоббистскими группами. Я так не считаю. Он встроен, конечно, в несколько кругов элитной коммуникации. Но как раз его выдвижение связано со стремлением дистанцироваться от центров влияния и обеспечить эффективную деятельность Управления внутренней политики. Надеюсь, что в дальнейшем этот принцип дистанцированности, который был заявлен и в назначении Вайно, и в назначении Кириенко, и сейчас в назначении Ярина, будет продолжен.

Девятый принцип – конкурентность, открытость и легитимность.
Они, конечно, остаются в повестке дня региональной политики, несомненно.

Наконец, десятое – хотел бы на этом сделать акцент – равнодоступность и равномерность движения кадровых лифтов для региональной элиты. Люди не должны случайно выхватываться из случайных сред. Равнодоступность – это вот что означает: любой адекватный региональный чиновник может быть вознесен до самых вершин, в соответствии с заслугами. А равномерность – начальник ЖЭКа не может сразу стать заместителем министра, понимаете? Он должен пройти ряд обязательных этапов в карьере.

Вот десять принципов. Они имеют несколько общий характер. Но сегодня, в момент, когда обсуждается новая повестка, в момент, когда обсуждается коррекция региональной повестки, как раз и время поговорить о принципах.

Материал основан на выступлении автора на заседании Экспертного клуба «Регион», 26 октября 2016 г. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: