Запрет на отпуск для белгородских чиновников при невыполнении планов – это реакция Гладкова сразу на две проблемы в регионе
Выглядящее несколько спонтанным решение губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова о запрете выезда за пределы региона должностным лицам, ответственным за заключение контрактов на 2024 год, является реакцией сразу на две проблемы, по которым региональная власть подвергается систематической критике. Первая – это издержки региональной кадровой политики, связанные с безответственностью отдельных заместителей губернатора. Вторая – некоторый дисбаланс в сторону реагирования на ситуативные вызовы в ущерб стратегическому планированию и контролю. Эта критика звучит уже не первый год, видимо, пришло время для масштабной реакции.
Хотя подобные инвективы в адрес должностных лиц со стороны губернатора звучат не в первый раз, озвученная дисциплинарная мера выглядит более экстравагантной, нежели предыдущие – традиционные. Возможно, это связано с состоявшейся накануне пресс-конференцией губернатора, на которой фактически подводились итоги его трехлетней деятельности (начиная со статуса врио). Такой срок уже вполне знаменателен и достаточен для формирования и команды, и управленческой стратегии, и налаженной системы принятия решений, и, в конце-концов, для оценки деятельности главы региона со стороны федерального центра с целью определения его дальнейшей карьерной траектории.
Нужно также понимать, что строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры – это одна из ключевых инициатив Вячеслава Гладкова, его линии на создание в регионе комфортной социальной среды, позволяющей удержать молодежь (особенно в нынешних условиях). И на этом он в очередной раз акцентировал внимание на пресс-конференции. Возможно, губернатор получил какую-то неприятную информацию об очередной серии задержек со сдачей в эксплуатацию строящихся и реконструируемых социальных объектов и переносе ее на следующий год с неизбежными из-за этого объяснениями с федеральными кураторами выделяемых региону средств.
Возымеет ли результат озвученная дисциплинарная мера в столь короткий срок, сказать сложно. Она не выглядит достаточно пугающей – скорее поверхностной, но, вероятно, есть и другие, более стандартные способы воздействия. Другое дело, что если данная проблема имеет системный характер, то нужно определить, с одной стороны, меру личной ответственности чиновников за несоблюдение сроков, с другой – роль внешних обстоятельств. Может быть, окажется, что лидерство в контрактации некоторых министерств связано с тем, что их контракты переносились с предыдущего года и в целом объем их работ был уже вполне определен в начале текущего года, а другие получили «вводную» ближе к середине года, соответственно, с этим было связано их отставание.
Что касается законности этой меры, то не зря губернатор апеллировал к прокуратуре, чтобы впоследствии избежать упреков в волюнтаризме. Тем более государственная и муниципальная службы связаны со множеством ограничений, не разрешить чиновнику пойти в отпуск, вероятно, достаточно легко, исходя из выполнения/невыполнения им текущих задач, особенно в режиме «среднего реагирования», в котором живет Белгородская область.