Запрет абортов: что повлияет на итоговую конфигурацию федерального закона 


Сообщения о том, что законопроект о выводе абортов из услуг частных клиник планируется внести в Госдуму в весеннюю сессию, интерпретируется некоторыми наблюдателями как фактический запрет абортов после президентской избирательной кампании. Это, казалось бы, подтверждает и взятый властями некоторых регионов курс на ограничения в этой сфере. В ряде субъектов введен штраф за склонение к аборту (Республика Мордовия, Тверская и Калининградская области). От проведения абортов – полностью или частично – отказались частные клиники Крыма, Республики Татарстан, Республики Мордовия, Курской, Липецкой и Челябинской областей, ХМАО.

В Нижегородской области депутаты областного Заксобрания поддержали запрет абортов в частных клиниках, приняли законопроект о введении ответственности за склонение к прерыванию беременности и даже внесли в Госдуму проект, которым запрещается делать аборты в частных клиниках (уже в масштабах страны). Поправка от нижегородских депутатов в статью 56 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» была внесена 13 декабря.
Эксперты ожидали, что лавина быстро распространяющихся запретительных практик вскоре накроет все субъекты – и вопрос решится без заметного участия федерального центра. Однако этого не произошло.

Многие регионы отнеслись максимально осторожно не только к введению ограничений, но и к комментированию такой возможности. Так, пресс-служба департамента здравоохранения ЯНАО сообщила о том, что частные клиники не входят в окружную систему здравоохранения, поэтому запрета со стороны властей быть не может. При этом в ЯНАО отметили, что лечебные учреждения региона сконцентрированы на работе по созданию положительного отношения к беременности.

Акцент на повышении качества работы системы здравоохранения (женских консультаций) делает Москва. Столица задает новые стандарты работы Центров женского здоровья и неонатальных центров.
Возможность, предоставленная субъектам, реализовывать различные подходы в решении этого вопроса – это способ тестирования эффективности различных законодательных инициатив регулирования абортов. Результаты этого эксперимента нужны для итогового решения, поэтому окончательная конфигурация федерального законопроекта об абортах пока до конца не ясна. Запущенный маятник продолжает колебаться, и под влиянием новых действующих сил федеральный законопроект о регулировании вопроса абортов в стране может оказаться менее жестким, чем ожидалось изначально (если будет принят вообще).

Умеренная позиция президента Владимира Путина стала главной силой, которая толкнула маятник в противоположную сторону. В ходе прямой линии президент заявил, что повышать рождаемость следует через воспитание и традиционные ценности, повышение качества медицины и расширение мер поддержки семей с детьми. О том, что это не ситуативный ответ, а последовательная позиция президента, свидетельствует ноябрьская встреча Владимира Путина с новым составом Общественной палаты, на которой он отметил вред запретов и необходимость стимулировать рождаемость путем улучшений в социальной сфере. Этот подход заставляет обратить внимание на другие возможные механизмы улучшения демографической ситуации в России. На этом фоне призывы к криминализации абортов сменились резким ростом альтернативных предложений по созданию условий, которые должны мотивировать женщину сохранить беременность по собственному желанию. Позже против запрета абортов в частных клиниках высказались в Совете Федерации, а также в комитете Госдумы по охране здоровья.
Еще одна сила – это действенное сопротивление некоторых федеральных структур, общественных объединений и ассоциаций. Так, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила о намерении проверить законность отказов от проведения абортов в частных клиниках: «В соответствии с действующим законодательством ведомство обязано рассмотреть поступившие обращения и дать правовую оценку ситуации в рамках закона о защите конкуренции и своих полномочий». Запросы направлены в минздравы Республики Крым и Республики Татарстан (регионы в числе первых отказались от проведения абортов).

Чаще всего решение частных клиник не проводить процедуру по прерыванию беременности публично обуславливалось потребительским отношением частных клиник к пациентам и их незаинтересованностью в сохранении беременности. Против такого подхода выступили сами коммерческие организации. Так, Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга выступила против запрета абортов в коммерческих центрах. Там попросили депутатов не допускать дискриминации негосударственных медучреждений при принятии политических решений, нацеленных на снижение числа абортов в стране. Также против запрета абортов частных клиниках выступила российская ассоциация репродукции человека (РАРЧ).

Высокая непопулярность решения у населения также становится серьезным ограничителем в принятии закона о запрете абортов. Согласно данным ФОМ, 42% опрошенных россиян высказались против запрета абортов в частных клиниках, 62% отрицательно относятся к идее вывести аборты из системы ОМС. Более развернутую картину представляет проведенное по заказу АПЭК исследование Russian Field. Согласно телефонному опросу 4-12 декабря 2023 года, 67% не поддерживают запрет на проведение абортов в России. Не поддерживают это решение как мужчины (63%), так и женщины (70%). Наибольший процент несогласных с запретом приходится на возрастную группу 18-29 лет (78%), при этом последовательно не поддерживают запрет абортов и люди старшего поколения 60 лет и старше (60%). Эта инициатива практически одинаково непопулярна среди людей, у которых нет детей (68%), есть один ребенок (72%) или двое детей (64%).

Запрет абортов на фоне его однозначной непопулярности выглядит как серьезный электоральный риск.
Непопулярность ограничений уже приводит к повышению протестной активности в тех регионах, где подобные инициативы были приняты. Очевидно, что единого шаблона реагирования для региональных властей нет. Например, в Калининграде сначала был согласован, а потом запрещен митинг против закона о склонении к абортам. Масштаб местных протестов, а также способность региональных властей урегулировать ситуацию – важный маркер для принятие итогового решения.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: