Мы опять боремся с плесенью и не обращаем внимания на сырость. Правительство думает, что если оно установит предельную наценку на ряд базовых продуктов (чиновники рассматривают возможность ограничить наценку на популярные продукты, пишет «Коммерсантъ»), то все тут же успокоятся и предприятия будут работать себе в убыток, так скажем, в бумажный убыток. Конечно, это не так.

Уже был печальный опыт, когда в 2007–2008 годах премьер Виктор Зубков замораживал цены на шесть основных видов товаров. Сегодня речь идет о 60 видах, то есть 60 товаров будут продаваться по фиксированным наценкам, а остальные будут компенсировать недополученную ретейлом прибыль. Таким образом, ситуация вообще никак не изменится, а те товары, которые попадут под фиксированную наценку, будут очень быстро раскупаться и в итоге практически исчезнут с полок.

В то же время имеет смысл обратить внимание на составляющую себестоимости не только производителя, но и ретейла. Ретейлеры практически поголовно зарегистрированы в офшорах, в бюджет платят копейки и не предпринимают никаких движений в сторону переориентации «прописки» на российскую. В отношении производителей можно сказать, что, например, рентабельность у производителя зерновых (конкретно пшеницы) составляет почти 52%. Это бешеная рентабельность, какой нет нигде в экономике. В среднем по сельскому хозяйству рентабельность за прошлый год выросла до 23%, и это с учетом всех так называемых оптимизаций. Поэтому в реальности она наверняка еще выше.

Стоит наводить порядок с самого начала, с основ. Как это было сделано в прошлом году с холдингом «Русагро», это стоит сделать и в этом году с производителями (у нас зерновых олигархов не так много), а еще больше – с сетями. Нужно установить какой-то предел, скажем, запрещать сетевым магазинам работать в выходные дни, как это уже давно сделано в Европе. Тогда будут работать маленькие магазинчики, где можно приобрести товары, произведенные фермерскими, индивидуальными подсобными хозяйствами и так далее.

Еще один пункт – это организация фермерских рынков на месте бывших промзон (без какого-либо присутствия мигрантов, чтобы это не был «Фуд Сити» в геометрической прогрессии). Это должны быть небольшие фермерские рынки, чтобы там торговали люди, которые представляют интересы фермеров, небольших производителей сельхозпродукции, а также тех, кто занимается хранением и переработкой этой продукции. Понятно, что там будут не бананы, например, а товары первой необходимости: овощи из борщевого набора, мясо, консервы, закрутки, то есть то, что исторически входит в рацион россиянина.

Индустриальные кварталы реорганизуются пока исключительно в Москве. В небольших городах для этого нет никакой политической воли, программы, стратегии, не привлекаются инвесторы. В городских бюджетах не хватает для этого денег.

Почему в Госдуме не поднимаются эти вопросы? Потому что нет явного лоббиста. Когда есть лоббист, тогда законопроекты летят со свистом, ну и когда это нужно правительству. А когда принимается закон в интересах большинства граждан, то он, как правило, идет во вторую-третью очередь, когда остается время. Я говорю о сложившейся практике, когда многие нужные законопроекты годами пылятся на полках. Правительство – это исполнительная власть, оно тоже могло бы это инициировать, но вопрос уже к Минпромторгу и Минсельхозу, почему они этого не делают. Очевидно, у них на сегодняшний день другие цели и другие задачи, более важные для них, нежели удовлетворение потребностей населения и реальная борьба с инфляцией.

А тот путь, который мы обсуждаем, очень удобный и административно несложный: договорился с сетевиками, галочку поставил – и все. А о последствиях этой истории никто не задумывается, главное – отчитаться перед президентом РФ. Вообще, Минсельхоз с его ведомствами часто ведут себя довольно странно. Например, когда в 2015 году ввели в эксплуатацию завод по производству комбикормов для птицы, то перекрыли импорт иностранных комбикормов (в первую очередь из Европы), чтобы обеспечить сбыт. Причем это было сделано ведомством Сергея Данкверта на каких-то совершенно фантасмагоричных основаниях: якобы эти импортные комбикорма вредные. Хотя вся Европа ими пользуется и ни о чем не думает. В результате цены на комбикорм скакнули, корма стали дефицитом, как следствие, выросли цены на птицу. А потом мы говорим об инфляции. Вроде бы мера ни о чем: ну перекрыли импорт вроде как по приличным основаниям, а на самом деле его перекрыли в интересах одного производителя.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: