Замкнутый круг: почему застопорилось строительство метро в Екатеринбурге


Метро в Екатеринбурге с точки зрения необходимости разгрузки наземного транспорта и дорог – это, на мой взгляд, тема жизненно важная. Екатеринбург – самый компактный из городов-миллионников. Плюс специфика транспортных потоков такова, что в любом случае пробки были, есть и будут. Если одна улица ремонтируется, то весь город стоит в пробках, потому что через центр можно проехать только тремя путями. В связи с этим метро действительно спасает, особенно жителей микрорайона Уралмаш. Утром на проспекте стоят часовые пробки в центр. А на метро люди добираются в течение 10 минут. Если чиновникам надо из центра добраться до Уралмаша, они, как правило, едут на метро. Уже там их встречает машина, которая развозит по Уралмашу – так быстрее.

Вторая линия необходима для того, чтобы связать два крайних густонаселенных и, по сути, спальных района города. Метро городу, безусловно, нужно, но понятно, что сам он такую сумму просто не потянет. Переговоры о строительстве второй ветки ведутся постоянно, заметно оживая перед каждыми выборами. Несколько лет назад было сказано: «Да, вторая ветка будет строиться», причем сказано было именно на федеральном уровне. Тогда началась подготовка, но в связи, видимо, с кризисными постковидными явлениями многие крупные инфраструктурные проекты на территории России пришлось приостановить. При этом город сегодня снова выделяет деньги на экономическое обоснование необходимости строительства метро. Мне кажется, здесь две позиции: с одной стороны, метро объективно в Екатеринбурге нужно. С другой стороны, не будет экономического обоснования – не будет и возможности построить вторую ветку. Экономическое обоснование стоит денег, в рамках городского бюджета – немалых, но оно устаревает через несколько лет. Получается замкнутый круг.

Раньше подобные вопросы решались путем переговоров, когда сначала вопрос принципиально решался наверху, потом начиналась вся необходимая подготовка – экономическое обоснование и так далее, а потом проект замораживался. Первый всплеск интереса к этой теме произошел в 2012–2013 годах – в преддверии планируемого в 2018-м чемпионата мира по футболу и борьбу Екатеринбурга за ЭКСПО-2020. Ветку метро планировалось построить под эти два крупных проекта с расчетом на федеральное финансирование. Но борьбу за выставку проиграли, а до чемпионата мира оставалось уже не так много времени – вроде не успеваем. В этот раз тема актуализировалась после того, как Екатеринбург выиграл право проведения Универсиады в 2023 году. Это еще одна причина того, почему вопрос поднимается.

Сама последовательность действий сейчас мне кажется несколько спорной. Логичнее было бы запустить сначала процесс лоббирования строительства метро в Екатеринбурге на федеральном уровне, получить принципиальное «да» (хотя, конечно, как показывает исторический опыт российских регионов, случиться может всякое), а уже потом под это «да» подкладывать экономическое обоснование, которое обходится в приличную сумму городскому бюджету.

 

Подробности о проблемах с строительством метро в российских городах-миллионниках читайте в обзоре РК. 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: