Яркая сессия Госсовета Удмуртии: почему Борис Сарнаев пошел в атаку на правительство
Прошедшая вчера сессия Госсовета Удмуртской Республики стала, безусловно, самой яркой за последние несколько лет. Причиной этого стал чересчур эмоциональный доклад председателя государственного контрольного комитета Бориса Сарнаева.
В своем докладе Сарнаев раскритиковал правительство региона за непродуманную кадровую политику, неэффективное использование бюджетных средств, сумма которых составила порядка 2 млрд рублей, а также несовременное их освоение. Казалось бы, абсолютно верные замечания, в принципе, один из показателей деятельности комитета – это выявление подобных нарушений и недопущение их в дальнейшем. Если бы не пара но.
Во-первых, в своем докладе председатель комитета не привел конкретных примеров, а когда депутаты Заксобрания попросили его их озвучить, он привел вполне формальные вещи, которые, может быть, с законодательной точки зрения представляют какие-то нарушения, но по факту непонятно, какой ущерб они принесли бюджету. Например, Борис Сарнаев привел пример, что одно из министерств вовремя не поставило на баланс какое-то здание. То есть ничего не украдено, ничего не потрачено. Просто не проведена своевременно процедура оформления документов. Какой тут ущерб? Также под сомнение можно поставить и претензию к несвоевременному освоению бюджетных средств, выделенных федеральным центром. Такая ситуация случается во всех регионах. Связано это с запоздалым доведением денег до субъектов, которые, в свою очередь, поздно проводят торги. Об этой проблеме знает Государственная дума, и уже в этом году деньги до регионов будут доведены в I квартале, а не как раньше – с задержками.
Во-вторых, некоторые претензии комитета расходятся с мнением Счетной палаты России. Уж кого-кого, а Счетную палату во главе с Алексеем Кудриным сегодня сложно назвать ангажированной с региональными властями или слишком мягкой. В частности, Сарнаев поставил в вину Министерству дорожного строительства расходование сэкономленных средств на исследовательские работы, однако Счетная палата признала такие затраты эффективными. Более того, Удмуртия вошла в топ ведущих регионов по реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Добавляет сомнений и тот факт, что сам доклад был доведен как до правительства республики, так и до депутатов Госсовета в достаточно сжатые сроки. Депутаты просто не успели его изучить, а кабинет министров – подготовить ответы на претензии комитета. Несмотря на это, председатель правительства Ярослав Семенов без лишних эмоций, вполне конкретно с фактами ответил Сарнаеву практически на каждую претензию. Порадовала и реакция депутатского корпуса. Вместо обычного заслушивания ежегодного доклада комитета, которому, как обычно, по итогу присваивается статус «принять к сведению», депутаты задавали вполне конкретные вопросы, приводили примеры несовершенства законодательства, более того, готовы принять меры по совместной работе, чтобы подобных нарушений не было в дальнейшем. Есть еще один факт, который повлиял на срочность доклада комитета в Госсовете, несвоевременное доведение итогов до депутатов и столь эмоциональное выступление председателя Сарнаева. Это призыв главы Удмуртии Александра Бречалова сократить аппарат комитета. Возможно, Сарнаев решил, что если таким образом «ударит» первым, то глава республики забудет про это предложение. Однако такими громкими заявлениями про неэффективность трат на 2 с лишним миллиарда Сарнаев только усугубил ситуацию. Во-первых, он заставил сомневаться в своей компетентности и эффективности депутатский корпус, которому подотчетен. А во-вторых, как правильно сказал депутат Александр Прозоров, такие формулировки могут не понять люди. А это, на мой взгляд, приведет к снижению рейтинга как региональной власти, так и федеральной.