Поднять зарплаты: как Москва стимулирует регионы


Заявление министра труда Максима Топилина о росте зарплат бюджетников в 2019 году было достаточно очевидным. Он констатировал, что зарплаты бюджетников должны быть соотнесены со средним уровнем оплаты труда по региону. Очевидно, что единых показателей для всей страны нет. Насколько вырастут зарплаты бюджетников, ни он, ни кто-то другой говорить не может. Но его пожелания выражались в том, чтобы заработные платы работников данной сферы соотносились с уровнем средней оплаты труда в регионе в соответствии с тем, как это происходило по майским указам президента 2012 года. Тогда, в частности, было сказано, что, например, средняя зарплата учителей должна быть равна средней зарплате в регионе. Аналогичные параметры были заданы для работников системы здравоохранения, культуры и некоторых других.

Министр труда в своем заявлении отметил, что такое соотнесение нужно производить не только по указанным категориям бюджетников, но и по тем категориям, которые в положения майских указов 2012 года не попали. Это, может быть, не столь многочисленные группы работников бюджетной сферы, но они тоже есть.

Понятно и очевидно требование со стороны органов госвласти, чтобы в регионах такая индексация производилась, однако никаких законодательных требований на этот счет все-таки не существует. Просто, достигнув 2018 года, на который были нацелены положения майских указов 2012-го, региональные органы исполнительной власти могли в своих действиях произвести какую-то передышку, не занимаясь далее этим вопросом, в соответствии с теми пунктами, которые есть в майских указах. Для них эти положения являются скорее рекомендательными, чем обязательными, поэтому прозвучавшие заявления нацелены на стимулирование региональных органов исполнительной власти не останавливаться, не откладывать этот вопрос на дальнейшую перспективу.

При этом рост зарплат бюджетников, (который происходил в предыдущие годы) был тяжелым бременем для региональных бюджетов. Понимая это, федеральные органы исполнительной власти сейчас закладывают дополнительную финансовую помощь на 2019 год (порядка 100 млрд рублей), для того чтобы в регионах были дополнительные средства на такое повышение. Однако, на мой взгляд, данных денег все равно окажется недостаточно. Для многих регионов сложившиеся высокие расходы на заработную плату бюджетникам обременительны и без дополнительных повышений.

Но в связи с тем, что есть ожидания высокой инфляции и, соответственно, увеличения зарплат бюджетников хотя бы в номинальном выражении, мы можем предположить, что бремя для регионов будет еще более тяжелым в части выполнения этих обязательств. Тем более что произошли изменения, связанные с соотношением размера МРОТ, который теперь завязан на заработную плату и различные пособия, рассчитывающиеся от него. В этой связи я бы очень осторожно относился к таким заявлениям. Важно, чтобы они не носили прямого обязательного действия для региональных органов власти, в случае если у них недостаточно финансовых возможностей для их реализации, иначе это приведет к новому витку наращивания госдолга, что делать тоже нельзя.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: