Ведущие эксперты и политологи обсудили VI рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК). Дискуссия прошла традиционно на заседании Экспертного клуба «Регион». Оживленное обсуждение вызвала тема предстоящих выборов в столичных регионах, которые обещают быть непростыми как в Санкт-Петербурге, так и в Москве.

Я остановлюсь на небольшой части регионов – это традиционно Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Из них, как вы видите, Северная столица и Москва в десятке рейтинга. С каждым годом я считаю этот рейтинг все более полезным из-за того, что методика сохраняется, она включает в себя и статистику, и оценочные позиции. Это дает возможность сравнивать. В прошлом рейтинге Северная столица была на 16-й позиции, не входила в первую десятку. Сейчас Санкт-Петербург (в первую очередь по причине смены руководства) из второй десятки рейтинга перешел в первую. Я бы также хотел обратить внимание, это очень важно для рейтинга, что помимо общего итога есть еще три составляющие.

Обогнав Москву по качеству управления, по социальному блоку Санкт-Петербург находится аж в третьем десятке. На мой взгляд, это различие все больше будет давать о себе знать при приближении выборов. В этом же аспекте во многих регионах (даже в сравнении с предыдущими рейтингами эффективности управления в субъектах РФ) наблюдается такая ситуация, что на каком-то этапе вынужденно или само собой политико-управленческий блок (качество управления или рейтинг этого блока) приходится разменивать на достижения социального блока или экономического. Москва в этом плане достаточно стабильна вот уже несколько лет. Единственный момент, о котором мы уже ранее говорили, когда в 2017 году начиналась реновация, неустойчивость в столице была более высокой. Не буду сейчас приводить цифры, там управленческий блок входил, по-моему, в четвертую десятку. Дмитрий Орлов неоднократно отмечал коммуникационные и иные недостатки столицы. Сейчас основная часть этих проблем в Москве решена, а в Московской области, как в докладе отмечено, они устранены в меньшей степени.

Как мы видим, эксперты считают, что кадровые изменения в Москве, смена руководителей политического и коммуникационного блоков связаны с данными процессами. Сергунина и Немерюк еще себя ничем не показали, потому что на это не было времени. Естественно, идет подготовка. Но по Сергуниной нужно отметить, что устойчивость экономического блока, за который она отвечала последние семь лет, достаточно стабильна. Это во многом и вытаскивает Москву вперед, позволяя решать социальные вопросы. Если кто-то обратил внимание, в структуре доклада Москва упоминалась три или четыре раза по позициям здравоохранения, по образованию, в части выделения средств на одно койко-место на одного больного, на одно школьное место. В этом отношении Москва в десятки раз отличается от других регионов (в лучшую сторону – прим. ред). Конечно, всего этого без нормальной экономики не сделать.

Ранее обращали внимание на такую тему, как протестные настроения. Казалось бы, в Москве их сейчас нет после упомянутой ранее историей с реновацией, которая по сути и не началась, прошла лишь законодательная фаза оформления, начало проектов. Это к вопросу о Сергуниной. Планируется, что буквально с февраля начнутся слушания по тем объектам, работа над которыми должна стартовать в этом году. Но у меня такое ощущение, что пока эти выборы не пройдут, слушания не начнутся. Почему я об этом говорю? Дмитрий Орлов справедливо упоминает (в рейтинге это тоже есть) взаимоотношение элит. Комментарий Владимира Познера об изменениях внешнего облика столицы появился буквально на днях на «Эхе Москвы», за несколько суток его прочли более 400 тысяч человек. Конечно, такие события в целом будут расшатывать ситуацию.

Выборы в Москве вряд ли будут легкими. Одна из причин заключается в том, что у партии нет зонтичных выборов, потому что в столице отсутствуют партийные списки, есть только округа. Получая некоторые плюсы от этой ситуации, мы все больше имеем минусов. По моему оценочному суждению, нет в итоге городского парламента, который мог бы при необходимости стать, извините, защитой от дурака и выпускным клапаном, так, чтобы протесты не выходили на улицу. Все эти конфликты, как с Домом Булошникова, сейчас уйдут штучно применительно к каждой территории (а в Москве 45 округов на выборах), что делает управление более трудным, даже если этим займется хорошая политтехнологическая группа. Потому что сроков реагирования, даже с учетом летнего периода, очень мало.

Некоторое время назад мои коллеги из политологической структуры спросили, чем отличается Москва от Московской области (в плане управления). На практике, по качеству обратной связи Московская область и Москва – это небо и земля. В Московской области на десять обращений вы получаете ответы, но решения вопросов или хотя бы попытки сделать это нет. И растет недоверие к власти.

Закончу на позитивной ноте. На мой взгляд, рейтинг по Москве позволяет Сергею Собянину, который в ночь выборов мэра сказал, что это его последний срок, сделать нормальную «предпродажную» подготовку города, которым он будет заниматься положенный ему срок. Потому что по совокупности ситуация достаточно стабильная. Повторюсь, базируется она в первую очередь на экономике.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: