Возмещение по закону: народам Севера компенсируют убытки от добывающих компаний
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление, регулирующее порядок возмещения убытков от деятельности добывающих компаний малочисленным народам Севера.
Сейчас практика возмещения убытков коренным малочисленным народам (КМН) разнится от региона к региону. Есть регионы, где предусмотрены механизмы взаимоотношений между КМН и компаниями-недропользователями. Если такие механизмы региональным законодательством урегулированы, то компенсации выплачиваются.
В ХМАО, например, еще в 1990-е годы было 475 территорий традиционного природопользования. Закон, который регулировал правовой статус этих территорий, предусматривал ограничение нетрадиционной хозяйственной деятельности и возмещение убытков по соглашению. Правительство своим постановлением утвердило типовое соглашение, которое недропользователь, заходящий на родовые угодья, заключает с владельцем территории и на основании которого выплачивает определенные компенсации. Их объем определяется конкретными двумя сторонами, правительство уже не участвует. Оно является гарантом соблюдения этих правил, установленных региональным законом.
В Якутии таких территорий численно меньше (61 территория традиционного природопользования), но там иная ситуация, чем в ХМАО: в ХМАО – родовые угодья на семью, на группу семей, принадлежащих к одному роду, а в республике Саха это целые территории сельских поселений, даже районы национальные. Там порядок возмещения регулируется региональным законом об этнологической экспертизе. Наносимый ущерб и, соответственно, размер выплат КМН определяются по результатам этнологической экспертизы.
На Чукотке, Сахалине компенсации идут на основе соглашений между той же горнодобывающей компанией и ассоциацией КМН Чукотки. Там они пришли к формированию фонда, которым управляют представители КМН. На Сахалине свой механизм придуман: трехсторонние соглашения правительства, компании и уполномоченного совета КМН Сахалина. Каждая компания определяет ежегодный взнос и распределение средств на грантовой основе – это тот же самый компенсационный механизм.
В законе закреплено право лиц, относящихся к КМН и общинам, на возмещение убытков, наносимых исконной среде обитания. Право было, а порядка возмещения не было, полномочий правительства не было. Раньше была методика расчета этих убытков, но она не имела обязательного юридического характера.
Что я хочу отметить: сейчас ни коренные народы, ни эксперты в последнем этапе разработки новых правил участия не принимали. Я вижу, что в социальных сетях возникает вопрос, кто будет выступать со стороны коренных народов. В одних регионах есть сильные ассоциации со сложившимися традициями, они выступают такими представителями всех коренных народов конкретной территории. В других регионах нет единства и власть ставит под сомнение, кто будет выступать от лица народов.
В законе прописано, что КМН имеют право делегировать своих людей в региональные советы представителей, создаваемые при исполнительных органах власти субъекта. Но где-то эти советы созданы при губернаторах, при уполномоченных органах по вопросам КМН, а где-то они включают только чиновников из числа представителей КМН, которые лояльны к власти и не могут выражать истинных интересов своих народов. В отдельных регионах советы организованы так, что там первую скрипку играют именно представители коренных народов, но их немного.