Во время заседания президиума Госсовета регионам дали сигнал о необходимости более эффективно распределять бюджет
Президент РФ Владимир Путин по видеосвязи провел заседание президиума Госсовета о развитии инфраструктуры для жизни. Главными темами обсуждения стали решение жилищных проблем, доступность транспортных и социальных услуг, качественные дороги. Глава государства дал ряд поручений, в том числе навести порядок в сфере ипотечного кредитования, создать четкий правовой статус для мастер-планов, на основе которых будет идти развитие опорных населенных пунктов, не снижать набранные темпы по строительству и ремонту дорог.
В текущих условиях вопрос с ипотекой, недвижимостью, строительством (как жилищным, так и производственным) будет требовать корректировки, поскольку существование всего этого сегмента экономики в условиях высоких процентных ставок находится под угрозой. Данный сектор экономики является драйвером развития других отраслей сфер жизнедеятельности, поэтому внимание к этому вопросу со стороны Госсовета и президента РФ Владимира Путина вполне понятно. Но выработать «рецепты» в нынешних условиях совсем не просто.
Вопрос развития пригорода неоднократно пользовался приоритетным вниманием со стороны органов власти, но до сих пор оставался не оформленным даже в виде принципиальных подходов, правил, требований. Мы видим, что по разному роду документов, принимаемых правительством, сейчас есть даже обратная тенденция, связанная с тем, что сельская ипотека, которая является ключевым звеном госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий», сократилась. То есть круг потенциальных заемщиков резко сужен. Кроме того, принятая правительством в конце декабря 2024 года Стратегия пространственного развития не дает прямых ответов на вопрос, как будут развиваться сельская местность, пригороды, делая упор на развитии опорных населенных пунктов, которые условно можно считать центрами проведения индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
Для расширения практики ИЖС регионам необходимо опираться на уже существующие инструменты и механизмы. Например, господдержку тех или иных групп граждан через программы (привлечение в сельскую местность и малые города высококвалифицированных специалистов здравоохранения, образования и других сфер), механизмы КРТ, формы государственно-частного партнерства. Кроме того, необходимо заниматься и решением проблем, связанных с демографией, поддержкой семей и даже традиционных ценностей.
Зампред правительства РФ Марат Хуснуллин предложил рассмотреть ИЖС как отдельную комплексную программу внутри проекта «Жилье». Здесь, я считаю, усложнять бюрократические процедуры, наверное, не всегда целесообразно. С другой стороны, возможна и обратная ситуация: при наличии таких программ определенная межведомственность заработает лучше.
Что касается темы дорог, то это традиционно самая бюджетоемкая статья расходов, по крайней мере в рамках раздела «Национальная экономика» в структуре как федерального, так и регионального бюджета. Очевидно, что инфраструктурное обеспечение территорий в нашей стране – это вопрос вековой, поэтому процесс строительства и реконструкции дорог необходимо обсуждать. Но он должен решаться в соответствии с имеющимися ресурсными возможностями.
Новая конструкция национальных проектов все больше свидетельствует о том, что для их реализации должны консолидироваться как бюджетные, так и внебюджетные (бизнеса) ресурсы. Что касается бюджетных, то это сочетание средств федерального и консолидированных региональных бюджетов. Но ресурсы регионов сейчас действительно еще в большей степени ограничены, чем ресурсы федерального бюджета. Сейчас сложно привлекать заемные средства или задействовать другие инструменты, поэтому в большей степени речь идет о том, что регионам необходимо более эффективно и детально определять бюджетные приоритеты в расходах.