Власти взяли на себя обязательства по поддержке безработных и должны платить
Сразу два региональных чиновника отличились скандальными заявлениями. Министр из Башкирии Ленара Иванова заявила, что безработица в регионе серьезно выросла из-за увеличенных социальных выплат, а орловский глава управления удивился, что люди не хотят работать за 15 тысяч рублей.
Люди вполне ожидаемо и адекватно реагируют на ситуацию. Если им предлагают работать за 15–18 тысяч рублей, им проще и легче получать пособие в максимальном размере гораздо меньше хлопот. Если будут предлагать зарплату в два раза больше – те же 30 тысяч рублей, – тут они подумают и, скорее всего, откажутся от пособия из федерального бюджета и будут получать заработную плату. А вот дальше все уже зависит от того, как восстанавливается экономика и какая зарплата будет предложена. В противном случае – извините, но федеральный бюджет взял на себя такие обязательства, значит, и должен был платить. В этом, в конце концов, и заключается его социальная функция – поддержка зарегистрированных безработных.
Люди вполне ожидаемо стали сниматься с учета в службе занятости в тот момент, когда повышенное пособие по безработице стало менее выгодно. В масштабах России реальный перегиб случился в сентябре, когда количество официально зарегистрированных безработных, получающих пособие, стало сокращаться, притом что еще продолжали действовать льготные условия регистрации. Как говорил покойный Егор Тимурович Гайдар, русский народ реагирует адекватно на все внешние экономические возбудители.
Служба занятости сегодня пытается соответствовать времени, но у нее все же, скорее, социальная функция: профподготовка, выплата пособий по безработице и так далее. По данным Росстата, во всяком случае до пандемии, доля тех, кто в поисках работы обращался в государственную службу занятости, существенно уступала таким направлениям поиска, как традиционные обращения к друзьям, знакомым, родственникам и так далее. Это были несопоставимые цифры. Им проигрывали только коммерческие службы занятости, куда обращались доли процента.
Службу занятости пытались реформировать очень долго, и, по-моему, только пандемия предотвратила какие-то революционные изменения. На самом деле это одна из самых старых структур. Еще в начале 1990-х годов был создан Фонд содействия занятости населению – четвертый страховой фонд из наших социальных. Тогда реально фонд получил возможность рулить денежными средствами. Потом его закрыли, а пособия по безработице стали финансироваться исключительно из федерального бюджета, вне зависимости от страховых взносов работника. На мой взгляд, это и была большая ошибка. Недаром до пандемии как раз говорилось о том, что это все-таки должна быть страховая выплата.