Виноваты муниципалитеты: почему в регионах неотремонтированные дороги
Регионам в ближайшее время необходимо разработать и принять программы развития дорожных сетей. Об этом президент РФ Владимир Путин заявил на заседании Государственного совета по вопросам развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения. Глава государства подчеркнул, что проекты должны быть рассчитаны как минимум до 2024 года и содержать реалистичные, а не декларативные планы, сообщает РИА Новости.
Одной из основных причин наличия большого количества неотремонтированных дорог, в частности, в Самарской области считаю несобранность работы муниципалитетов. Буквально накануне прошло заседание комитета губернской думы по транспорту, где депутаты рекомендовали замминистру и заместителям глав районов создать реестр дорог. У нас в соответствии с 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в РФ» от 29.12.2017 должны были утвердить КСОДД – комплексную схему проектов организации дорожного движения. За несоблюдение КСОДД с 1 января 2019 года предусмотрена ответственность. Этого не сделано, соответственно, нет и никаких реестров – Минтранс ссылается на то, что муниципалитеты не подготовили и не сдали. Фактически работа по контрактам по ремонту и реконструкции дорог (не вся, конечно, а частично) происходит исключительно из подготовки отделов технической документации ремонта разрушений, но автоматического и системного подхода к этой проблеме нет. Поэтому пользуются популярностью федеральные общественные проекты, такие как «Карты убитых дорог» ОНФ. Работа по этой карте со стороны Минтранса и муниципалитетов ведется, но в ручном режиме.
Не исключаю, что у чиновников нет даже фактического понимания того, какие дороги в каком процентном соотношении находятся в нормативном состоянии, а какие – нет. Ведь показатели качества и количества должны постоянно мониториться, однако на данном этапе этого не происходит. Именно об этом говорит президент. Тут должна быть работа чиновников на местах. А у нас огромное поле для работы общественников, которые, опережая чиновников, выявляют разрушения и информируют о них. И уже по горячим следам чиновники пытаются что-то предпринимать. Но все же это не совсем правильный подход. В любой работе необходима системность, и если эта системность, помимо Минтранса будет, и в работе муниципальных городов, тогда сложится понимание, сколько нужно денег для того, чтобы все восстановить, сколько понадобится времени, возникнет планирование и так далее.
Действие программы «Безопасные и качественные дороги» (БКД) в корне поменяло ситуацию. В Самарской области тоже достаточно большое количество дорог было отремонтировано по этой программе, более того, в нее попали многие муниципалитеты, и лишь благодаря этой программе у них улучшились показатели качества дорог. То есть они, ничего не делая, просто попав в эту программу, на несколько процентов поднялись вверх, а теперь рапортуют о достижениях, хотя здесь заслуга исключительно самой программы БКД. Но по остальным дорогам – городским, внутриквартальным дорогам и внутридворовым проездам – нет никакой статистики, кроме общественного проекта ОНФ. Конечно, и этого недостаточно, но это работа хотя бы ведется, на нее обращают внимание чиновники. Но часто приходится именно указывать на проблему. Взаимодействие налажено, но его результативность и эффективность все-таки не на должном уровне. У ведомств свое планирование, и те дороги, за ремонт которых голосуют люди, далеко не всегда попадают даже в план ремонта на год.
Много вопросов к главам муниципальных образований. Они должны очень внимательно подходить к этой проблеме, и тогда появятся реестры, которые можно будет уже обсуждать в Минтрансе, на комитетах, межведомственных комиссиях, планировать ремонт. Пока на комитетах проходят встречи в формате «у нас улучшение по дорогам на 1 % в год», то есть приехали чиновники, например, из Кинеля, отчитались – и на этом все. Спустя год – подобная встреча. Конечно, в таком формате работать нельзя. У нас вся страна идет к цифровой экономике, автоматизации, и чиновники тоже должны идти в ногу со временем.