Вероятность отмены губернаторских выборов очень высока
Мы уже переживали похожую ситуацию в 2004 году, когда были отменены прямые выборы губернаторов. Эта модель существует и сейчас в большинстве республик Северного Кавказа и в автономных округах: губернатор назначается решением заксобрания по представлению президента РФ. Сейчас России в очередной раз брошен вызов.
Вероятность того, что выборы будут отменены или перенесены, достаточно высока. Разговоры об этом пошли практически сразу после начала конфликта. Первый вопрос, который тогда задавали политологи: что будет с выборами? Это больше обсуждалось в кулуарах, все сходились во мнении, что решение по этому вопросу будет принято ориентировочно в мае. Судя по всему, мы оказались недалеки от истины: уже конец апреля – и этот вопрос вынесен в публичную плоскость.
На сегодняшний день прямыми выборами мы выбираем президента, депутатов Госдумы, высших должностных лиц субъектов Федерации, законодательные органы субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления. Что касается выборов президента и депутатов Госдумы, то с ними ничего не случится. Вопрос стоит по выборам губернаторов. Во-первых, мы уже имели опыт отмены губернаторских выборов. Во-вторых, та схема, которая существует сейчас, в целом мало чем отличается от наделения полномочиями через процедуру.
За те 10 лет, которые мы выбираем губернаторов (после возврата прямых губернаторских выборов), было всего пять случаев, когда кандидат, который получил напутствие президента, не выиграл выборы. Таким образом, из двух полных выборных циклов было только пять поражений кандидатов от партии власти. Поэтому если сейчас прямые выборы губернаторов будут заменены какой-то процедурой наделения полномочий, то, кроме людей, которые на этом зарабатывают (политтехнологи и так далее), никто этого особо не заметит.
Я не могу сказать, что этот вариант развития ситуации предпочтительный. Существование прямых выборов имеет достаточно большое символическое значение. В нынешней правоприменительной практике выборы губернаторов сильно зарегулированы: есть муниципальный фильтр, есть определенное давление административного ресурса. Но ситуация может измениться, и эти выборы, которые в текущей ситуации фактически без выбора, могут превратиться в конкурентные. И это может произойти достаточно быстро. Поэтому сказать, что предпочтителен вариант наделения полномочиями через, допустим, заксобрание субъекта Федерации, я бы не мог. На мой взгляд, губернаторы конца 1990-х – начала 2000-х были лучше, несмотря на то что иной раз приходили к власти оголтелые популисты. В целом губернаторский корпус тогда состоял из достаточно серьезных и опытных управленцев, людей, которые обладали политической волей и проходили через трудные конкурентные выборы. Сейчас губернаторы – это некая инстанция по передаче команд федерального центра.
Я считаю, что прямые конкурентные выборы – это самая предпочтительная форма, которая позволяет прийти к рычагам управления субъектом Федерации людям, действительно обладающим определенными политическими и управленческими талантами. Но в настоящее время у нас прямые выборы есть, а конкурентных нет. Именно поэтому отмену прямых выборов особо никто и не заметит. Но это не значит что отмена прямых выборов – это хорошо.
Я считаю, что если выборы отменят, то самым вероятным вариантом, который и так существует в ряде субъектов, будет наделение губернаторов полномочиями через голосование в заксобраниях по представлению президента РФ. Это уже апробированная схема, а изобретать велосипед в сложившейся ситуации я бы не стал.
Что касается выборов местного самоуправления, мне кажется, здесь вряд ли стоит ждать серьезных изменений – эти выборы можно назвать местечковыми. Эти выборы бывают резонансными в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах, где местное самоуправление имеет определенное значение. Как раз в этом году планируются выборы в местное самоуправление Москвы. В общем, для власти это может быть неприятным испытанием. Корпус муниципальных депутатов столицы достаточно оппозиционен, есть много гражданских активистов, которые настроены критично по отношению как к московским, так и к федеральным властям. Поэтому данные выборы могут стать трибуной для высказывания политических взглядов, которые в ситуации внешней политической напряженности будут некомфортными для власти в целом с точки зрения спокойствия в стране. На мой взгляд, есть вероятность (хоть и не очень высокая) переноса этих выборов, чтобы максимально отдалить их от текущей ситуации.
Относительно выборов в заксобрания субъектов Федерации могу сказать следующее. Обычно (за редким исключением) эти выборы проходят достаточно комфортно для партии власти. Тем не менее возможно, что и они могут быть затронуты какими-то изменениями. Например, может быть использован так называемый представительский принцип формирования законодательного органа, когда депутаты муниципалитетов, которые избраны прямым голосованием, делегируют из своего состава по одному депутату в заксобрание субъекта Федерации. Я не исключаю такого варианта, но не считаю, что вероятность этого высока. Опять же, что касается выборов этого года, также могут быть какие-то изменения по срокам проведения.
Таким образом, прямые губернаторские выборы могут быть заменены на наделение полномочиями через голосование заксобраний, а муниципальные и выборы в заксобрания могут быть перенесены.