Великое переселение соотечественников в Россию: как новые люди могут помочь регионам
Кремль завершил создание структур, которые займутся реализацией новой Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы, сообщает «Коммерсантъ». Цель амбициозная: сделать новыми россиянами 5–10 млн человек. В качестве «доноров» рассматриваются страны с высокой концентрацией русскоязычного населения – Украина, Казахстан, Узбекистан, Молдавия.
Задачу плотно заняться темой миграции поставил российский лидер Владимир Путин. В последнее время он часто говорит о демографическом кризисе и необходимости создать все условия для переселения в РФ соотечественников. Законодательная работа в этом направлении уже ведется. Помимо новой Концепции миграционной политики, уже приняты или находятся в процессе принятия законы, связанные с вопросами гражданства.
Отмечу, что я в целом поддерживаю программы по переселению соотечественников. Мне кажется, что потенциал для такого процесса еще существует. Понятно, что основная масса людей, которые хотели переехать в Россию из стран бывшего СССР, уже это сделали в 1990-е или 2000-е годы. Тем не менее такой потенциал еще не исчерпан.
В нашей стране на сегодняшний день не всегда создаются нужные условия, например, для упрощения порядка получения гражданства, для решения жизненных проблем, которые встают перед мигрантами. Если говорить про стандартный процесс получения гражданства, то, насколько я понимаю, он занимает не менее семи лет (нужно около пяти лет иметь вид на жительство, и еще набегают годы, сопряженные с этой процедурой). Это достаточно длительный срок для ассимиляции. Есть упрощенный порядок получения гражданства, но он действует только в отношении отдельных категорий граждан, прежде всего тех, кого связывает наличие родственных отношений с гражданами России. В этой связи нужно предусмотреть и другие механизмы, способствующие привлечению желающих переехать в нашу страну, а также тех специалистов, которые востребованы в российском обществе и не создадут новых угроз для страны. Наличие каких-то промежуточных процедур просто необходимо. Если говорить о том, на кого новые меры должны быть ориентированы, то в первую очередь на русскоязычных людей, которым будет несложно сдать тот же экзамен по русскому языку. Кроме того, важно, чтобы это были образованные и цивилизованные граждане. Как мы знаем, они есть и на Украине, и в Казахстане и других республиках Центральной Азии. Не вижу ничего плохого в том, чтобы для таких категорий лиц в нашей стране существовали механизмы упрощенного получения гражданства и ассимиляции.
При этом нельзя ограничиваться в вопросах миграционной политики получением гражданства. Для любого человека важно и «вживание» в то сообщество, в которое он попадает, получение работы, соответствующей его квалификации и навыкам, достойное вознаграждение за труд, получение определенного набора социальных благ, которые распространяются еще и на его семью, иные возможности на территории России.
На мой взгляд, важно при разработке и реализации таких миграционных процедур предусмотреть и географическое распределение мест дислокации переселенцев. Если уж что-то и заселять за счет желающих переехать в страну мигрантов, то нужно ориентироваться на те регионы, где есть реальная потребность в рабочей силе и можно создать соответствующие жизненные условия. Нельзя предлагать, например, субъекты Федерации со сложными климатическими условиями или иные области, которые тяжелы для заселения. С другой стороны, наверное, такие миграционные потоки не стоит ориентировать на крупные города европейской части России, куда и без стимулирующих механизмов стягивается население страны. Поэтому мне кажется правильным, например, расширить действие программы «дальневосточного гектара» на мигрантов из других стран.
Стоит также подумать о регионах, где активно идет убыль населения, но продолжают функционировать или даже создаваться новые трудовые места. Речь о ряде регионов Сибири, Поволжья. Мне кажется, что такая программа может быть нацелена на них. Могут быть созданы и какие-либо специализированные подпрограммы, направленные на то, чтобы стимулировать приезд пока еще иностранных граждан для обучения в российских вузах. Я бы в данном случае тоже расставил приоритеты в сторону конкретных территорий. Например, у нас есть несколько достойных и значимых федеральных университетов в той же Сибири и на Дальнем Востоке, будь то Сибирский федеральный университет, который после зимней Универсиады в Красноярске подтянет свою инфраструктуру. Он и так представляет собой сильную научно-образовательную школу. Дальневосточный федеральный университет также обладает шикарной инфраструктурой во Владивостоке. Есть и другие базовые вузы, которые, как мне кажется, только бы выиграли, если бы число студентов из других государств, в том числе из стран ближнего зарубежья, увеличилось.