Важно, чтобы согласование кандидатур вице-премьеров с парламентом Ульяновской области не приобретало политический окрас


В Заксобрание Ульяновской области внесен законопроект, согласно которому губернатор сможет назначать вице-премьеров только после согласования их кандидатур с региональным парламентом.

В части субъектов России существует практика, когда высшие руководители регионального исполнительного органа действительно назначаются главой, высшим должностным лицом региона после согласования с депутатами законодательного органа. И это нормальная практика. Кстати, есть и другая: в регионах, где действует подобное законодательство, подобные руководители годами иногда работают с приставкой «и. о.», что освобождает формально высшее должностное лицо от необходимости согласования их кандидатур.

Подпишет ли ульяновский губернатор Алексей Русских закон о том, чтобы кандидатуры вице-премьеров согласовывались с парламентом? У этого варианта есть и положительная, и отрицательная сторона. Если губернатор хочет разделить часть политической ответственности с региональными парламентариями, то схема вполне рабочая. Важно, чтобы на практике это не привело к заворачиванию рук губернатора, потому что в соответствии с Конституцией страны, федеральным законодательством и, конечно, региональным губернатор несет персональную ответственность за выполнение определенного рода задач, своих полномочий, достижение неких результатов, связанных с оценкой эффективности его деятельности со стороны руководителя страны, что закреплено в указе президента. Под законопроектом (который, безусловно, имеет инициаторов) подписи поставили все действующие депутаты, то есть все фракции, независимые депутаты. Это является практически стопроцентной гарантией того, что данный законопроект депутатским корпусом будет принят. Это можно рассматривать и как вариант запроса на дополнительную субъектность со стороны законодательной власти в глазах губернатора. Но, на мой взгляд, может иметь риски.

Оперативность решения кадровых вопросов, безусловно, будет снижена. Потребуются определенные временные лаги, процедурные моменты.

При рассмотрении этого законопроекта нельзя не вспомнить, что в политической практике этого депутатского созыва есть пример внезапного принятия решения о несогласовании кандидатуры действовавшего тогда председателя Счетной палаты Ульяновской области. Многими наблюдателями, экспертами тогда было отмечено, что это было действительно внезапное решение, поскольку вся процедура внесения губернатором кандидатуры, предварительное рассмотрение в профильном комитете, совете Заксобрания не предвещала беды. Лишь на самом заседании после тайного голосования было принято внезапное решение не поддерживать кандидатуру. При этом никто из депутатов толком не пояснил мотивов принятого решения.

Безусловно, когда более двух третей, то есть суперквалифицированное большинство, относятся к одной фракции Заксобрания, к «Единой России», а губернатор политически, как мы знаем, имеет статус члена центрального комитета партии-оппонента, КПРФ, то всегда можно предполагать, что ситуация может получить по ряду отдельных решений в том числе политический окрас. Это, безусловно, не нулевой риск. Но и вот этот бэкграунд, когда принималось внезапное кадровое решение по кандидатуре, которую, напомню, вносил губернатор, тоже не добавляет позитивного ожидания от возможной новой схемы. На мой взгляд, либо требует публичных комментариев со стороны депутатского корпуса, либо окончательно переводит кадровую политику из публичной плоскости в сферу каких-то узких, кулуарных, невидимых договоренностей.

И конечно, в условиях политической разнополярности большинства депутатского корпуса региона и губернатора этот законопроект потенциально может стать политической ареной противостояния губернатора и депутатского корпуса при решении кадровых вопросов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: