Вахтовым методом Арктику не освоить: льготная ипотека должна помочь привлечь и удержать квалифицированные кадры
Президент России Владимир Путин провел в Мурманске совещание по развитию закрытых административно-территориальных образований и городов Арктики. Он заявил, что в Арктической зоне накопились проблемы, требующие решения. В их числе он назвал изношенность коммунальной инфраструктуры, которая в крупных городах достигает 70%, а в удаленных поселках и закрытых административных территориях еще больше. Кроме того, Путин поддержал распространение льготной ипотеки под 2% на живущие в Арктической зоне молодые семьи.
Закрытые муниципальные образования в Арктике – это прерогатива федерального центра, потому что, как правило, это городки, в которых живут военные. Муниципальные власти, конечно, присутствуют, но практика показывает, что основные ресурсы идут не по муниципальной или региональной линии, а по федеральной. Региональные власти могут только подсказывать проблемные моменты, но при этом не сильно влияют на ситуацию.
Не зря совещание проводилось в Мурманской области – там много действующих ЗАТО и в регионе ситуация, на мой взгляд, обстоит лучше, чем в других местах. Для примера можно взять Ненецкий округ: там все в стагнации. В Мурманской же области многое в этой сфере делается, региональная власть влияет как может, в том числе за счет внедрения разного рода нормативных новаций.
Думаю, одна из главных причин низких темпов решения вопросов инфраструктуры и строительства – это высокая стоимость услуг и материалов в условиях Заполярья, поскольку во многом это делается через ФЗ N44, который зачастую не учитывает отсутствие конкуренции. Как правило, в военных образованиях гражданских людей нет и подрядчиков на какие-то конкурсные процедуры не привести. Также понятно, что пришлый подрядчик не справится с задачами в условиях Арктики. В этом смысле решение проблемы озвучено – это отдельные защищенные строки в федеральном бюджете и не конкурсные процедуры, а условия для тех структур, которые могут это сделать в силу наличия определенного опыта. Это федеральная прерогатива, по-другому с ситуацией не справиться, региональные власти могут только сигнализировать, что нужно делать и в каком проекте.
Арктическая ипотека как раз не касается ЗАТО, потому что военные получают жилье по выслуге, а если и берут ипотеку, то как раз не в Арктике, а в теплых местах. Арктическая ипотека решает другой вопрос – это привлечение и удержание квалифицированных, мотивированных специалистов для работы в тяжелых условиях.
Однако здесь те же самые проблемы: сложность строительства в арктических условиях, отсутствие конкуренции, высокие затраты на логистику, фактор северного завоза (нельзя круглогодично завозить материалы: если что-то не успели, приходится ждать либо открытия навигации, либо установления зимника). Эта цикличность увеличивает и сроки, и расходы.
Но этим вопросом нужно заниматься, поскольку только вахтовым методом Арктику не освоить – должны быть люди, которые умеют здесь жить и работать. В этом смысле ипотека с низкой ставкой – это хороший подход. Другое дело, что не приходится рассчитывать, что человек там будет всю жизнь выплачивать ипотеку, потому что ситуация в Арктике меняется – даже на горизонте нашего поколения. То есть необходимо учитывать не только удержание людей, но и мобильность: нужны технологии, которые позволят быстро построить, оперативно решить поставленные задачи и не рассчитывать на 20 лет – за это время там все может измениться. И вот как раз здесь многое зависит от региональных властей: они должны держать руку на пульсе.