В ситуации вокруг соглашений на вывоз угля из регионов многое будет зависеть от лоббистских усилий губернаторов


Главы Хакасии и Тувы – Валентин Коновалов и Владислав Ховалыг – ожидают негативных последствий для экономики регионов в случае отказа железной дороги от соглашений с субъектами Федерации по вывозу угля в восточном направлении на 2025 год. Ранее, по данным РБК, такое предложение президенту России Владимиру Путину направил глава РЖД Олег Белозеров.

Ситуация с РЖД достаточно сложная. Компания исходит из того, что раз соглашение носит временный характер, то сейчас есть возможность его обсуждать. Если это произойдет, для регионов это будет удар по бизнесу. Ситуация скажется на объемах выручки и прибыли, на динамике бизнеса, снижении деловой активности, что отразится на бюджетных поступлениях, на НДФЛ, на налоге на прибыль. Волнения регионов понятны.

Мне думается, что эта ситуация возникла именно сейчас неслучайно. Она пришлась по времени на обсуждение в Госдуме проекта бюджета на следующий год. Логика РЖД следующая: у компании есть свои проблемы, она вынуждена сокращать инвестиционные программы, кроме этого, есть различные поручения по реализации нацпроектов по транспортной мобильности, по модернизации Транссиба и БАМа – электрификации и переходу по всей длине на двухпутный путь, а это дополнительные средства, которые нужно где-то брать. Поэтому сейчас РЖД пытается заставить руководство регионов выбивать себе самостоятельно дополнительные компенсации, увеличение трансфертов, какие-то дополнительные решения по каждому конкретному субъекту.

24 октября состоится первое чтение бюджета, а затем предстоит самая главная для регионов работа над вторым чтением, где будут определены конкретный состав, структура и объем потоков трансфертов из Федерации в регионы на следующий год и далее, поэтому происходящее сейчас – ежегодная, традиционная практика. Как только на горизонте маячит дата второго чтения проектов федерального бюджета, так сразу начинаются подобные игры, которые, кстати, можно ожидать и от других компаний, не только от РЖД.

Решение может быть только одно – это компромисс. Стоит ожидать какого-то пересмотра, перераспределения объема межбюджетных трансфертов уже ко второму чтению. В этом году у правительства есть и контраргументы: в прошлом году не индексировались тарифы на грузоперевозки, на 2025-й они проиндексированы более чем на 13%. Сейчас ситуация только начинает формироваться как проблемная для того, чтобы искать компромиссное решение.

Лоббистские усилия губернаторов регионов и угледобывающих компаний сейчас будут играть немаловажную роль. Мы увидим череду перемещений в московские кабинеты всех действующих лиц, заинтересованных в решении этой ситуации.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: