В сфере общепита произойдет жесткий отбор: рынок очистится от слабых и сохранит сильных игроков
Уход определенного числа сетевых структур общепита, в том числе и Макдоналдса, который заявлялся изначально, достаточно серьезно повлиял на всплеск малого бизнеса в индустрии. Например, в средних городах есть некоторый подъем в этом секторе. Последующее сообщение о том, что Макдоналдс возвращается под русифицированным брендом, говорит о том, что данная ниша будет восполнена.
Прогноз относительно закрытия к концу года предприятий общепита по большей части основан на том, что у населения, по мнению экспертов, постепенно начинают истощаться ресурсы. По сути, здесь все будет зависеть от ситуации на продовольственном рынке. Говорить на 100%, что прогнозы верны или нет, пока достаточно сложно. Конечно, есть негативное опасение, что большая часть потребителей переключится с предприятий общепита на домашнее питание и будет носить обед на работу с собой. Однако это пока прогнозы и тренды, основанные в том числе на политической ситуации.
На мой взгляд, в крупных городах масштабного закрытия общепитов ждать все-таки не стоит. Вероятно, в этой сфере произойдет достаточно серьезный естественный отбор: все происходящее сегодня, безусловно, должно почистить и диверсифицировать рынок. Скорее всего, останутся игроки, которые не просто зашли собрать сливки, а пришли обдуманно, с долгосрочной стратегией и планами. Не стоит забывать, что выдерживать конкуренцию с сетями невозможно – известность и бренд делают свое дело. Например, тот же Макдоналдс широко распиарен и известен потребителю. Если при смене бренда качество останется на том же уровне, то поклонники этой сети опять туда пойдут.
Единственный минус сетей заключается в том, что временный уход того же Макдоналдса подтолкнул партнеров-конкурентов на определенное повышение цен, причем не совсем обоснованное. Это уже заставляет потребителя задуматься, в чем, безусловно, есть плюс для малого бизнеса.
Мне кажется, негативный прогноз относительно массового закрытия общепита все-таки преждевременный. Безусловно, будет естественная чистка рынка, будет борьба за потребителя, но в то же время это хороший «перестрой» рынка с акцентом на качество, а не на на количество предприятий в этой сфере.