В поиске рынков: почему путь российских продуктов в другие страны тернист и сложен
Россия по итогам 2019 года планирует экспортировать сельхозпродукцию на сумму 24 млрд долларов, что соответствует плановому показателю, предусмотренному в нацпроекте «Экспорт продукции АПК».
Перспективные рынки есть везде, где есть платежеспособный спрос. Зачастую открытие рынков связано со смягчением некоторых защитных барьеров, которые существуют в тех или иных странах. Например, по тому же Китаю мясо птицы мы не поставляли, пока не получили на несколько десятков российских птицеводческих фабрик разрешение на экспорт в Китай. Аналогично обстоят дела по свинине и говядине, так как есть некоторые карантинные запреты. То есть там, где открывается рынок, довольно быстро возникают экспортные поставки. Надо понимать, что цены на данный вид товаров образуются на бирже путем фьючерсных торгов, путем заключенных сделок, и понятно, что экспорт аграрной продукции в первую очередь зависит от урожайности по культурам и от сложившихся цен на рынке. Здесь вопрос нужно рассматривать только в разрезе мирового баланса производства и спроса, то есть объема потребления и объема предложения.
Аналитики говорят, что в связи с ежегодным приростом населения увеличивается потребность в продуктах питания. Но вопрос заключается в следующем. На сырьевые товары, ценообразование которых происходит на бирже, мы повлиять не можем. Здесь производитель находится в большей зависимости. Повлиять может только правительство путем снятия некоторых административных барьеров, вследствие чего открывается путь к рынку той или иной страны. А более устойчивый, но и более сложный спрос на готовые продукты питания в основном связан с рекламой, поддержкой, завоеванием рынка. Путь этот гораздо более тернистый и сложный, потому что это ложится на плечи каждого отдельного производителя. Российский экспортный центр и Московский экспортный центр предоставляют субсидии, стараются помогать на этом пути, но каждое предприятие, планирующее выход на зарубежный рынок, должно очень подробно изучать специфику на рынке, смотреть, какой из продуктов может поставляться и пользоваться спросом. И поэтому, к сожалению, нарастить такой несырьевой рынок в момент не получается. Хотя это и более стабильный и правильный вид продвижения российской продукции, потому что там больше маржинальность, соответственно, страна и само предприятие получают больше дивидендов. Но начальный этап, повторюсь, связан с довольно сложным выходом на рынок.
В общем объеме экспорта АПК России продолжают лидировать зерновые, бобовые культуры, растительное масло.