В перспективе четырех – семи лет новые регионы могут стать финансово самодостаточными
Четыре новых региона в 2023 году получат из федерального бюджета 410,7 млрд рублей дотаций. Трансферт для ДНР станет самым крупным и превысит перечисления Крыму. Практически все доходы новых регионов, маркируемые как безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы, являются дотациями на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, которые осуществляются из федеральной казны, пишет РБК.
Дотации – это не самая экономически эффективная форма финансовой поддержки, но самая удобная с точки зрения обеспечения необходимости решения всего комплекса текущих разнородных проблем и задач в условиях их изменчивости и вариативности. А геополитическая ситуация на вновь присоединенных территориях, к сожалению, пока не настолько стабильна, чтобы можно было говорить о целесообразности использования более жестких инструментов целевого планирования, чем дотации.
Что касается сумм, то дотаций никогда не бывает много. С другой стороны, бюджет РФ дефицитен, что усложняет выделение средств в более крупных объемах. Не вызывает при этом сомнений тот факт, что в ситуации объективной необходимости дополнительного финансирования социальных и инфраструктурных проектов суммы могут корректироваться и выделяться в приоритетном порядке.
При этом будет достигаться положительный экономический эффект для многих экономических агентов, а не только для самой территории. Средства, направленные на финансирование необходимых новым районам инфраструктурных строительных проектов, в значительной степени осваиваются крупными российскими подрядчиками, что увеличивает валовый выпуск строительной отрасти, стимулирует экономический рост РФ, дает положительные мультипликативные эффекты с точки зрения спроса на продукцию смежных с ней отраслей.
Кроме значимого социального эффекта для граждан, который вообще не обсуждается, выделение средств крайне важно как фактор поддержания внутреннего спроса на потребительском рынке новых территорий. Если его не будет или он будет недостаточным, то новые территории не будут представлять практический интерес для прихода российских бизнес-структур. А именно это в среднесрочной перспективе должно стать важным фактором их развития, полноценной и комплексной интеграции в российское экономическое пространство.
Что касается продолжительности финансовой поддержки, вероятно, это будет достаточно длительный процесс, но конечный. Что здесь важно. Как только стабилизируется геополитическая обстановка, вероятно, будет переход к использованию более адресных и целевых форм поддержки. Но если сравнивать с общей ситуацией в России, то эти регионы потенциально уже на горизонте трех-четырех лет могут стать заметно более самодостаточными и финансово независимыми.
Кроме того, эти регионы объективно имеют достаточно хороший экономический потенциал. Совершенно точно это не тот случай, когда мы получаем новых устойчивых реципиентов финансовой помощи. Это временная для них ситуация, вызванная накопленными застарелыми геополитическими проблемами, которые сейчас сложно, но активно решаются. При грамотном управлении и реализации комплекса значимых инфраструктурных проектов на горизонте четырех – семи лет они могут стать финансово самодостаточными, а в дальнейшем перейти в категорию регионов опережающего экономического развития, сменив статус реципиентов финансовой помощи на доноров.