В 2020-м президент в своем послании смог «дать огня», сейчас от него ждут чего-то похожего


Послание президента готовилось давно. Его оглашение трижды откладывалось и теперь прозвучит накануне старта избирательной кампании в Госдуму, то есть как послание Федеральному собранию оно обращается, скорее, к следующему созыву Госдумы.

Я не вижу в предстоящем послании какой-то очевидной региональной повестки. Сегодня на первый план выходят вопросы безопасности: государственной — в контексте борьбы с иноагентами и экстремистскими организациями, международной — в контексте роста напряженности в треугольнике США — Украина — Россия, а также информационной и кибербезопасности. Не стоит забывать и о пандемии: вполне вероятно, что в послании прозвучит отчет о том, как мы на фоне других стран прошли две волны пандемии. Судя по тому, какую напряженность ожидают, из послания делается полноценный инфоповод. Хотя до прошлого года сам жанр послания постепенно деградировал, в 2020-м президент РФ Владимир Путин смог «дать огня». Теперь от него ждут чего-то похожего.

В любом случае регионы и муниципалитеты ждут от послания прежде всего разъяснения, какой будет региональная и местная политика или чего от нее ждет Кремль в контексте конституционных поправок 2020 года. В частности, в связи с введением нового понятия «публичная власть». Пока складывается ощущение, что это некая «спящая» поправка. В целом регионы готовы услышать что-то новое, однако у субъектов, как правило, своя повестка, которая зачастую плохо пересекается с федеральной.

Чего на самом деле ждут регионы, особенно дотационно-депрессивные, так это усилий власти по реанимации трудового рынка. Грубо говоря, как стимулировать восстановление рухнувшей коммерческой сферы и сферы услуг, как помочь малому и среднему бизнесу. С этим регионы, перегруженные обязательствами, сами не справляются. Ситуация такова, что на данный момент у правительства достаточно ограничен маневр: или дотации, или налоговые игры. Вопрос в том, за счет чего, помимо этих инструментов, центр может стимулировать экономический рост на местах, тем более в условиях сложной макроэкономической конъюнктуры. В обществе присутствует зарос на справедливость, которым объясняется расширение протестной базы, прежде всего в регионах, где у граждан складывается ощущение, что Москва и центр несправедливо поступают с людьми на местах. Пандемия этот запрос только акселерировала.

Что касается вопроса разделения регионов на две группы — кто лучше и кто хуже справился с пандемией, я полагаю, на такое президент не купится. Этот кризис имел глобальный масштаб, на его преодоление и на устранение последствий выделялись федеральные средства. Вопрос в том, как регионы эти средства освоили и чему научились, где средства украли, а где использовали как возможность реально что-то изменить.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: