Увеличить доходы населения: как регионы справятся с поручением правительства


Глава правительства России Дмитрий Медведев до 1 мая ждет от губернаторов предложений по увеличению видов доходов населения. Соответствующее распоряжение Медведева опубликовано на сайте правительства, сообщает ТАСС. Документ рекомендует высшим должностным лицам субъектов РФ «провести анализ структуры денежных доходов населения и на его основе определить приоритетные меры по увеличению основных видов денежных доходов населения». Результаты представят в Минтруд и Минэкономразвития.

Напомним, ранее на полях Российского инвестиционного форума в Сочи Медведев отметил, что зачастую социальную помощь получают те, кто на самом деле в ней не нуждается. Позже в своем Twitter премьер написал, что профильные ведомства к середине апреля должны представить свои предложения по изменению законодательства, чтобы сделать выдачу социальных пособий более адресной.

Эту новость нужно воспринимать в контексте других поручений, которые касаются разработки новых критериев для предоставления социальных пособий. Данные процессы взаимосвязаны, поэтому главам соответствующих профильных федеральных ведомств даны поручения четко определить эти критерии (для предоставления социальных пособий). Вторая половина этой задачи, которая поставлена перед высшими исполнительными лицами субъектов Федерации, – рассмотреть динамику реальных доходов у себя в регионе, изменение их структуры и внести соответствующие предложения. Когда все это будет совмещено, мы получим более или менее четкую картину категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи, а потом уже сможем говорить об увеличении адресности соцподдержки. Поэтому данное поручение стоит рассматривать в контексте повышения эффективности социальной политики как таковой с точки зрения ее адресности.

Почему был выбран такой критерий, как структура реальных доходов? Потому что этот показатель раскрывает состояние региона с точки зрения положения людей, инвестиционного или делового климата, который складывался. В последние годы доля реальной заработной платы в реальных располагаемых доходах в среднем по России составляет чуть выше 60 %, около 20 % – это социальные трансферты, включая пенсии, а все остальное – доходы от предпринимательской деятельности, от собственности граждан, которые включают в себя не только сдачу жилья в аренду, но и проценты от депозитов, от размещения средств в доверительное управление, доходы от накопительных пенсий и так далее. Если изучить эти тенденции, мы видим более или менее стабильную долю реальных зарплат, они немного подросли.

Что же касается доли социальных трансфертов, то объем удельного веса государства как источника реального дохода вырос за последние 10 лет вдвое, и эта тенденция настораживает. Если еще посчитать, какой объем реальных доходов в целом по России зависит от бюджетов всех уровней, то получается, что с 2007 по 2018 год данный показатель поднялся с 22 % до 34 %, то есть более трети реальных доходов зависит непосредственно от государства. Это уже очень настораживающий сигнал, потому что на бюджет региональный и федеральный влияет значительное число рисков, которыми мы не можем управлять: внешние риски, связанные с резким падением цены на нефть, новым мировым экономическим кризисом, который не за горами. Это, естественно, требует понимания. Если такая высокая доля доходов от государства не сможет быть выплачена, чем ее будут закрывать? Ну и, как я уже ранее отметил, снижение фактически в два раза доходов от предпринимательской деятельности и поступлений от собственности граждан. Поэтому высшим исполнительным лицам и предложено изучить тенденции в регионах, проанализировать, какие доли в структуре реальных располагаемых доходов населения растут, а какие снижаются, объяснить почему.

Если в регионе есть значительные возможности простимулировать развитие малого и среднего бизнеса с созданием рабочих мест, то этим нужно заняться вплотную, потому что такой компонент может вытащить реальный доход, по крайней мере, стабилизировать определенную его долю. Если же есть угроза того, что сегодня в регионе власти могут исполнять свои социальные обязательства, а завтра уже возникают риски, то необходимо объяснить, в чем они заключаются, потому что тогда потребуется перестройка межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и казной конкретного субъекта Федерации. Нужно смотреть, чего не хватает региону на горизонте трех лет, какими должны быть трансферты, чтобы обеспечить ту долю социальных выплат, которая входит в состав реальных располагаемых доходов, но которую снизить или отменить не могут. Есть и недовыполненные кое-где майские указы президента.

Кроме того, нынешнее послание главы государства по всем социальным льготам и мерам соцпомощи только в этом году может потребовать, по разным оценкам, от 120 млрд до 200 млрд рублей дополнительных расходов из бюджета. А это значит, что деньги нужно будет перераспределять. Если регионы выполняют поручения, которые следуют из президентского послания, значит, они должны сокращать какие-то расходы у себя, а это ведет либо к сокращению финансирования по отдельным статьям, либо к компенсации их за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Смысл текущего поручения Медведева – это «поставить диагноз», разобраться с тем, что происходит на деле в регионах, и принять меры, позволяющие ситуацию стабилизировать и по возможности исправлять. Конечно же, главный компонент – это реальные зарплаты населения, поэтому нужно смотреть на то, как в регионе будет увеличиваться производительность труда, какие темпы роста будут обеспечены и за счет чего, что необходимо для стимуляции инвестиционной активности бизнеса, потому что рост реальных зарплат и реальных располагаемых доходов определяется прежде всего возможностями экономики и темпами ее роста. Это начало очень серьезной работы, в которую встраивается и достижение национальных целей, нацпроекты.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: